Реформаторская педагогика (движение нового воспитания) выступала против интеллектуализма в обучении. Сделать школу местом подготовки людей нового типа, разрешить противоречие между узкой специализацией и задачами общего развития стало основной общей идеей всех новых педагогических концепций и направлений: теории свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики (или прогрессивизма) и др. Вслед за традицией «естественного и свободного воспитания» (Ж. -Ж. Руссо) в основе реформаторской педагогики лежал принцип педоцентризма - педагогический процесс должен строиться, исходя из непосредственных интересов детей, заложенных в них потенций, а не по заранее разработанным программам и планам, противоречащим природе развития ребенка. «Новые школы» - платные частные учебные заведения интернатного типа стали лабораторией практической педагогики. Это широко распространенное движение сформулировало требования к школам иного, чем традиционные, типа, соответствующие требованиям класса буржуазии. Здесь применялись «свободные и активные» методы обучения, были хорошо оборудованные лаборатории, обучали ручному труду, было введено самоуправление. Умственное образование давалось не путем накопления знаний, а развивающими мышление методами, осуществлялся индивидуальный, развивающий подход к способностям воспитанников. Образование было направлено на удовлетворение интересов и потребностей учеников. Теоретическое обоснование и практическое создание таких школ осуществляли Сесиль Редди (1858-1932) - Англия, Герман Литц (1868-1919) - Германия, Эдмон Демолен (1852-1907) - Франция, Адольф Ферьер (1879-1960) - Швейцария, Овид Декроли (1871-1932)-Бельгия, Александр Нейл (1883-1973) - Англия и др.
Так во Франции и ряде других стран Запада называют движение за реформу воспитания и обучения, возникшее еще на заре нашего века. Сейчас основные организации этого движения во Франции — «Группа нового воспитания» и основанный педагогом-демократом С. Френэ (1896—1966) «Кооператив современной школы» — насчитывают соответственно три тысячи и двадцать тысяч членов.
Один из ведущих представителей «нового воспитания» Р. Галь (1900—1966) следующим образом формулировал основные принципы движения. Во-первых, помещение в центр воспитания самого ребенка, чтобы он оказался подобен Солнцу — центру планетарной системы. Во-вторых, ориентация всей учебно-воспитательной работы прежде всего на интересы ребенка. В-третьих, постепенное обогащение системы воздействий и связей, в которой ребенок живет.
Г. Миаларе, один из руководителей «Группы нового воспитания», суммируя взгляды своих единомышленников, считает, что ребенок — прежде всего биологическое существо. Он обладает природными рефлексами, с помощью которых приспосабливается к среде. Новорожденный попадает в зависимость от человеческого окружения, сначала от собственной матери, под влиянием которой и начинается его психическое развитие. Родители оказываются первым связующим звеном между ребенком и его окружением; они-то и начинают воспитывать. По мере своего развития ребенок открывает новые грани окружающей среды, и это новое в свою очередь оказывается источником ускорения его развития.
Многомерное педагогическое последействие реформаторского движения в виде интегрирующего начала для новых направлений и концепций в теории и практике образования подтверждает релевантность исследуемого нами феномена. Роль семьи в воспитании, подготовка ребенка к школе рассматривается в целом ряде вышедших в последние годы работ.
В книге А. Пасебек «Ребенок. Практическое руководство для родителей и воспитателя» (Париж, 1978) прослежено развитие ребенка от рождения до двенадцати лет. До двухлетнего возраста родители должны особенно оберегать младенца от травм, от отрицательных эмоций, не пытаться ускорять его естественное развитие, постоянно консультироваться с психологами. Для малыша мать — источник здоровья; вот почему она должна тщательно соблюдать здоровый режим. Не менее важны для ребенка в это время отец («символ силы»), сестры и братья, которые подадут ему первые примеры человеческого общежития.
Родителям нужно тщательно учитывать индивидуальность своих детей. Так, вполне возможны известные отставания ребенка от «средних показателей» развития, например в речи. Такое отставание, считает Пасебек, отнюдь не повод для отчаяния: родители должны понять, что ребенок развивается в собственном ритме. Разумеется, это не значит, что родители не должны способствовать развитию своего ребенка. Для того чтобы он научился хорошо говорить, надо с ним как можно больше разговаривать, объяснять понятия и окружающие явления.
Если родители хотят воспитать инициативного и в то же время дисциплинированного ребенка, им нужно сразу взять верный тон. Пасебек предлагает, например, поступать следующим образом, если ребенок высказывает мнения или желания, противоположные родительским. Не следует его грубо обрывать, лучше сказать: «Если ты так хочешь, наверное, у тебя на то есть свои причины. Не смог бы ты их объяснить?» После этого родители могут сказать, что предлагают сами, и попытаться объяснить, почему они это предлагают.