И в этом плане весьма актуальным представляется педагогическое f наследие европейской реформаторской педагогики конца XIX - начала XX в., которая доминирующему интеллектуализму в образовании противопоставила педоцентристскую концепцию личностно-развивающего обучения игуманистический практико-ориентированный характер педагогики.
Отход в 80-е - 90-е годы от унифицированной единообразной школы, стремление изменить парадигму школьного образования в связи с ощутимым кризисом ее классово-ориентированной модели, потребность дифференцировать различные структуры образовательного процесса, ♦ восстановить и упрочить традиции национальной школы детерминировали развитие интенсивного инновационного поиска.
В этих условиях чрезвычайно важным представляется тщательный отбор наиболее ценных педагогических идей, имеющих непреходящую ценность и способность существенно повлиять на перспективу образования. И в этом плане пристального внимания заслуживают изучение тех течений, движений, теорий, концепций в истории педагогики, жизненная сила которых подтвердилась течением времени. С этой точки зрения особо значимым представляется нам реформаторское движение в евро-щ пейской педагогике конца XIX - начала XX в., которое созвучно нашему времени не только как педагогическая альтернатива, но и как феномен, оказавший как прямое, так и опосредованное влияние на развитие педагогической теории и практики в различные исторические периоды и в различных странах, включая Россию.
Если 70-е годы характеризуются ренессансом педагогических альтернатив на Западе, то 80-е - 90-е годы - включением в альтернативное педагогическое движение стран Восточной Европы, переживающих период социальных перемен. В мире насчитываются сотни движений сторонниковМонтессори-, Френе-, Иена-план, вальдорфской педагогики, функционируют "классические" и модифицированные альтернативные учебные заведения. В реформаторские идеи конца XIX - начала XX в. уходят корнями концепции и модели, не только существенно обогатившие современнуюдидактическую мысль, но и имеющие универсальное педагогическое звучание (открытое обучение, процессуально-теоретическая дидактика, обучение через открытие и т.д.). Актуальность этих идей для России связана с ее стремлением интегрироваться в мировое и европейское образовательное пространство при сохранении национального своеобразия. Актуальность для России усиливается также и духовной близостью с идеями русской религиозной философии (гуманизм, милосердие, соборность, народность).
Различные аспекты реформаторской педагогики исследовались как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической литературе: общие теоретико-методические подходы к изучению историко-педагогической проблемы (Э.Д. Днепров, В.И. Додонов, А.И. Пискунов, З.И. Равкин, Ф.А. Фрадкин); анализ "нового воспитания" с точки зрения цивилизационного подхода (М.В.Богуславский, Г.Б. Корнетов), раскрытие экспериментального характера "новых школ" в Европе конца XIX -начала XX в. (Г.Д. Джуринский), типология альтернативных учебных заведений за рубежом (В.М.Пивоваров), описание "новых" моделей воспитания и образования в Европе и США (С.В. Иванов, Н.Н. Иорданский), общая характеристика реформаторских идей в зарубежной педагогике исследуемого периода (Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова, Б.Я. Пилиповкий), развитие реформаторских идей в зарубежных инновационных моделях (Н.М. Воскресенская, Г.Д. Дмитриев, М.В. Кларин), образовательная ситуация в России конца XIX - начала XX в. (Г.Ф. Карпов), антропологический аспект реформаторских педагогических теорий (Б.М. Бим-Бад). Проблемы реформаторского движения изучали зарубежные исследователи (Й. Оелькерс, Г. Рерс, А. Флитнер, В. Флитнер, В. Шайбе и др.).
Реформаторскую педагогику исследуемого периода можно рассматривать не только как атрибут определенной эпохи, но и как особо значимый историко-педагогический феномен, продемонстрировавший способность к устойчивому саморазвитию и возрождению в различные исторические периоды, в разных странах и цивилизациях.
Реформаторская педагогика оставила прямое фундаментальное наследие в виде альтернативных педагогических движений в современном мире ("открытое обучение", "открытие школы социуму" и др.), оказала существенное опосредованное влияние на появление многочисленных педагогических концепций, имеющих гуманистическую направленность (поисково-деятельностная дидактическая модель, эмансипаторская педагогика, обучение через открытие и т.д.).
Ведущие идеи реформаторского движения в Западной Европе, получившие развитие в современном педагогическом поиске, позволили по-новому осмыслить и теоретически обосновать альтернативные основания реформаторской педагогики. Альтернативность по отношению к действующей норме, господствующей традиции является наряду с релевантностью важнейшей сущностной характеристикой педагогического реформаторства. Зарождение и развитие реформаторского движения как педагогической альтернативы в конце XIX - начале XX в. можно считать своего рода аксиологической революцией, осуществившей полную переоценку ценностей в педагогике. На этом пути педагогическое реформаторство прошло несколько этапов: а) критики "старой школы", активного отторжения существующей нормы; 6) усиления "детерминированного хаоса" внутри отвергаемой системы; в) выдвижения созидательной программы, проектирующей педагогическую норму, основанную на новых ценностях. Противоречие между деструктивно-разрушающей функцией педагогического реформаторства и усилением его конструктивно-созидательных потенций явилось важным источником саморазвития исследуемого нами феномена.