Новое воспитание

Современное образование » Новое воспитание

Страница 8

На сложном пути проводимых преобразований трудно переоценить многомерное и разноплановое влияние ведущих идей реформаторского движения исследуемого периода, ибо они помогают:

- преодолеть естественный консерватизм школы и эгоизм педагогической среды, препятствующие внедрению альтернативных подходов к воспитанию и образованию;

- обеспечить опережающее развитие образования за счет актуализации наиболее значимых, имеющих непреходящую ценность реформаторских идей, способных демонтировать сложившиеся стереотипы и проложить дорогу новому педагогическому мышлению, новой педагогической культуре;

- выработать образовательную политику, признающую плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность;

- не только адаптировать к новым условиям альтернативные образовательные модели конца XIX - начала XX в., но и подготовить условия для создания новых альтернативных школ, являющихся своеобразным экспериментальным полигоном, источником педагогических инноваций;

- глубоко осмыслить диалектическое соотношение между педагогической нормой и педагогической альтернативой, избежать непродуманное социально-педагогическое экспериментирование;

- осмыслить и избежать в современной образовательной практике ошибки и противоречия, присущие реформаторскому движению в Западной Европе конца XIX - начала XX века;

- разработать и реализовать личностно-ориентированную образовательную стратегию, обеспечивающую поворот школы к ребенку, создание максимально благоприятных условий для егосамоопределения и самореализации.[5]

Современная образовательная реформа в России, впитав в себя многие альтернативные идеи и традиции реформаторского движения в педагогике Западной Европы конца XIX - начала XX века, ищет свои нестандартные ответы на те процессы, которые разворачиваются сегодня в отечественном и мировом образовании. Поиск этих ответов должен осуществляться, на наш взгляд, не путем прямой реконструкции педагогических альтернатив прошлого, а в плоскости развития того бесценного творческого потенциала, которым, вне всякого сомнения, обладало реформаторское движение исследуемого периода и который является главным условием прогресса как образования, так и общества в целом.

Школьные реформы конца XIX – начала XX в. Не только опирались на различные педагогические концепции, но и сами давали стимул к развитию многочисленных теоретических исканий.

Реформаторская педагогика, несомненно способствовала обогащению теории, так и совершенствованию практики воспитания, образования и обучения. Так называемое экспериментальное, самое мощное в реформаторской педагогике течение стимулировало развитие дидактики исследованием процессов понимания, особенностей внимания школьников, выявления причин их переутомления, разработкой тестовой методики проверки уровня умственного развития ребенка, исследованиями механизма творчества и т.д.

Идеи прагматизма оказали большое влияние на организацию школьного дела и дошкольного воспитания и стали составной частью движения за «новое воспитание». Поставив во главу угла деятельность ребенка и преображаемых в результате е личный опыт, прагматическая педагогика сумела теоретически и практически доказать архаичность традиционного обучения в школе. Вместе с тем недооценка прагматистами предметного преподавателя, которое как бы там ни было должно лежать в основе всей системы обучения, привела в дальнейшем ко многим негативным последствиям – к снижению уровня знаний и сужению кругозора учащихся. Однако, и современная американская школа до сих пор в известной мере опирается на идеи Д.Дьюи и его последователей, поскольку они, а также идеи «нового воспитания» в целом помогают достижению или личного преуспевания, что отвечает американскому менталитету.

Трудовой принцип, выдвинутый реформаторской педагогикой оказал сильнейшее влияние на развитие школы всех европейских стран, и в частности в России. В 20-30-е годы прогрессивные «трудовые школы» начали свое дальнейшее теоретическое развитие и практическое применение в советской системе образования (педагогические идеи С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, Н.К.Крупской). Трудовой принцип развивается и в современных условиях, актуален для сегодняшней практики образования и обучения с некоторыми уточнениями его понимания.

Конец XIX – начало XX в. – период бурного и разностороннего развития педагогики, многие идеи, методики того времени сейчас переживают второе рождение, используются в школах различных стран, в том числе и в Беларуси как образовательные технологии. Среди них: индивидуализация обучения, проблемное обучение, технология проектов, развивающего обучения, саморазвития (М.Монтессори – для нач. школы), технология обучения в школе С.Френе, Дальтон–технология и др.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Навигация