Динамика развития силовых и умственных возможностей школьников с нарушениями речи

Страница 4

Завершающим итогом научных исследований были контрольные испытания, проведенные у третьеклассников в мае месяце, тот есть через три года. За это время силовые возможности у школьников экспериментальной группы достоверно превзошли результаты их сверстников из контрольной группы на 56% (Р < 0,01). Через три года в экспериментальной группе внутригрупповые различия в показателях силовой выносливости были значительно ниже, чем это отмечалось у их сверстников из контрольной группы (табл. 3.). Это говорит не только об эффективности применения экспериментальной программы физической подготовки школьников с нарушениями речи по данным среднестатистических показателей, но и о подтягивании силовых качеств у наиболее отстающих детей.

Исследование умственных способностей

При разработке методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих развитие познавательных возможностей, мы руководствовались тем, что уровень умственных способностей возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у них живейший интерес. Интерес к выполнению физических упражнений и их речевое сопровождение как со стороны учителя, так и самих школьников вызывает у последних положительные эмоции, способствуют развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих дальнейшее эффективное обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка, как отмечают С.Б.Шарманова и А.И.Федоров [61], к активности в преодолении трудностей, связанных с работой или учебой, делает деятельность ребенка приятной.

В исследованиях умственных способностей детей младшего школьного возраста учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей умственные способности человека [39, 46]: оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнении деятельности.

В настоящей работе решались следующие частные задачи:

- оценить влияние экспериментальной программы физического воспитания на развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста, обучающиеся в специализированной речевой школе;

- сравнить в возрастной динамике характер совершенствования умственных способностей у одних и тех же детей с нарушениями речи на протяжении их учебы с первого по третий класс.

Оценка умственных способностей детей младшего школьного возраста с отклонениями речи осуществлялась на основании изучения изменений с возрастом такого психического процесса, как восприятие. Характеристика умственных способностей детей осуществлялась по методике Л.Ф.Тихомировой [57].

Контрольные тесты проводились один раз в год (в мае) на одних и тех же школьниках, которые учились в 1-3 классах специализированной речевой школе. Предварительные исследования показали, что исходный средний уровень умственных способностей у школьников экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличались. Поэтому для статистического анализа мы включили только данные майских исследований, когда все школьники в течение учебного года в одинаковых условиях (за исключением занятий физкультурой) сумели достичь более высокого по сравнению с предыдущим годом уровня в развитии умственных способностей.

Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мире и в обществе. На основе восприятия человека человеком строится отношения между людьми. На уроках физкультуры выполнялись специальные упражнения, которые помогали школьникам овладеть техникой восприятия, научиться слушать учителя, смотреть, выделять главное в предмете и т.п. Для характеристики скорости и точности восприятия детей использовалась 100-клеточная таблица с графическими изображениями Глава 2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация