Как было отмечено во второй главе, контрольные тесты на скорость и точность восприятия заключались в том, что школьникам давалось задание, используя 100-клеточную таблицу с графическими изображениями, ответить на 8 вопросов (табл. 4.)
Время выполнения каждого вопроса фиксировалось с помощью секундомера.
Точность восприятия определялась в процентах по формуле:
n/N х 100,
где n – количество фигур данного вида по результатам исследования; N –истинное количество фигур.
На таблице 4. представлен статистический материал исследований скорости выполнения задания на восприятие. В первом классе экспериментальной группы средняя скорость нахождения тех или иных знаков составила 28,9 с, а у их сверстников из контрольной группы –30,5 с. Следовательно, в первом случае дети после окончания первого класса показали на 5,5% более высокую скорость восприятия по отношению к сверстникам из контрольной группы.
Через год во всех случаях наблюдается улучшение умственных способностей школьников второго класса по данным скорости восприятия (табл. 4). Однако разрыв в показателях скорости восприятия между школьниками экспериментальной и контрольной групп через год еще больше увеличился и составил 14,6%.
Таблица 4. Время выполнения задания на восприятие детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Задания школьнику |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
1 класс |
2 класс |
3 класс | |
1 |
26,3 |
23,1 |
21,0 |
28,3 |
27,2 |
25,3 |
2 |
28,9 |
25,4 |
21,2 |
29,4 |
28,3 |
26,9 |
3 |
30,2 |
26,6 |
22,3 |
32,5 |
30,1 |
28,6 |
4 |
27,3 |
24,2 |
21,7 |
28,6 |
26,9 |
23,4 |
5 |
31,1 |
27,1 |
22,4 |
31,4 |
30,8 |
29,1 |
6 |
26,8 |
23,3 |
20,1 |
27,9 |
26,5 |
25,7 |
7 |
27,9 |
24,2 |
21,1 |
29,2 |
29,4 |
28,2 |
8 |
32,9 |
28,1 |
23,5 |
33,1 |
32,1 |
30,1 |
Средний показатель |
28,9 |
25,2 |
21,6 |
30,5 |
28,9 |
27,1 |