Перейдем к проблеме усвоения детьми с общим недоразвитием речи сенсорных эталонов. Многие известные педагоги и психологи (А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Г.А. Волкова, Н.Ю. Борякова) отмечают, что у ребенка с нарушением речи возникают проблемы в восприятии предметов окружающей действительности. Нарушения речи у детей также влияют на недостаточное развитие ощущений и восприятия, на формирование у детей гностических процессов [42].
Все психические процессы ребенка-память, внимание, мышление, воображение – развиваются с прямым участием речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. А.А. Люблинская отмечала, что даже пассивное овладение речью в первые годы жизни ребенка способствует развитию у него обобщенного восприятия, придает всем его сенсорным функциям активный поисковый характер.
По мере развития лексико-грамматической стороны речи у ребенка становятся возможными такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез. По мнению педагога Люблинской, это происходит в силу того, что в значении того или иного слова одновременно отражены общие и отличительные признаки предметов, обозначаемые определенным звуковым комплексом, т.е. каждое слово уже является понятием [22].
Необходимо более подробно остановиться на проблеме сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи, т.к. оно имеет свои особенности. Педагоги коррекционной педагогики (Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачева) отмечают, что такие дети затрудняются в выделении сенсорных свойств предметов – цвета, формы и величины [5]. Этим детям тяжело целостно воспринимать предмет, обозначать выделенные свойства предмета словом. Они отмечают, что воспитанники логопедических групп даже в старшем дошкольном возрасте нередко путают названия цветов спектра, геометрических фигур, не всегда используют свои возможности восприятия. Н.Ю. Борякова отмечает, что главная задача сенсорного воспитания детей с общим недоразвитием речи - это обогащение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового и слухового, в частности фонематического слуха. При ознакомлении детей с окружающим миром нужно опираться на деятельность всех органов чувств ребенка-дошкольника [4].
Поэтому в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи А.В.Соболева и В.В.Ткачева предлагают в качестве наглядных пособий использовать натуральные предметы, при этом нужно дать детям возможность активно действовать с ними. По мнению педагогов, такая деятельность поможет активизировать словарь детей, обогатит его прилагательными, обозначающими свойства предмета [5]. Использование пособий, натуральных предметов способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков.
Педагоги дошкольной коррекционной педагогики отмечают, что опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений более конкретными, осознанными [24].
При использовании наглядных пособий можно осуществить коррекцию нарушений сенсорной сферы ребенка (представлений о цвете, форме, величине), развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза.
Г.А.Волкова отмечает, что формирование восприятия и представлений об окружающих предметах является важной предпосылкой развития и обогащения словаря дошкольников. Большое значение для психического развития ребенка имеет закрепление чувственного опыта в слове. Необходимо, чтобы ребенок научился пользоваться своеобразными мерками - сенсорными эталонами. Педагог пишет, что тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, умение сравнивать их. Поэтому так важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства. При организации занятий с детьми с общим недоразвитием речи Г.А.Волкова предлагает использовать широкое опосредование практических задач с опорой на игровые приемы, активизирующие познавательную деятельность ребенка [39].
В процессе проведения занятий педагог отмечает, что детей необходимо специально обучать способам сенсорного обследования предметов. При этом подключается двигательно-кинестетический анализатор ребенка, т.е. ощупывание и узнавание предмета на ощупь [22].
Формирование полноценных представлений о свойствах предметов возможно лишь при определенном уровне развития способности дошкольников к обследованию предметов. Изучая свойства вещей, ребенок дошкольного возраста использует сначала практические действия, примеривание, когда он фиксирует успешные действия и отбрасывает ошибочные. Вследствие этого, совершенствование способов ориентировки детей в свойствах предметов, развитие перцептивной деятельности является важной задачей сенсорного воспитания детей с общим недоразвитием речи [5].