Формирование системы сенсорных эталонов у детей с общим недоразвитием речи

Страница 3

Е.М. Мастюкова в своей книге «Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция»[23] отмечает, что если у малыша имеется двигательная или сенсорная недостаточность, то у него, прежде всего, нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира. По мере действия с предметами у ребенка развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. У детей с небольшими отклонениями в развитии эта функция нарушена, необходимы специальные коррекционные занятия по ее формированию.

В книге А.В. Белошистой «Развитие математических способностей у дошкольников» в разделе «Коррекционно-развивающие занятия по развитию элементарных математических представлений для детей с недоразвитием речи»[2] отмечается, что при создании системы таких занятий необходимо сделать главный акцент на задания, которые требуют от детей активных самостоятельных действий. Это действия анализа, сравнения и классификации. В этом случае формирующийся образ предмета складывается на основе объединения в комплекс тактильных, зрительных и кинестетических ощущений. А.В. Белошистая отмечает при этом такой важный фактор, как эмоциональный фон деятельности ребенка. По словам педагога, практические действия с предметами должны быть привлекательны для ребенка, ему должно нравится, то, что у него в руках и то, что у него получается в результате собственной деятельности. В этом случае у ребенка будет желание заниматься этой деятельностью, возникнет то, что принято называть познавательным интересом. Познавательный интерес, в свою очередь, является «двигателем» познавательной деятельности дошкольника. И это создает благоприятные условия для запоминания и усвоения материала детьми [2].

В заключении отметим, что все сказанное позволяет сделать вывод, что проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста интересовала ученых на протяжении многих веков.

На современном этапе проблема математического, в том числе сенсорного, развития дошкольников актуализировалась рядом причин: повысились возрастные возможности детей в усвоении математического содержания, возросли требования школы к математической подготовке дошкольников, изменились социальные условия к воспитанию и образованию детей.

Исследования показали, что ряд авторов, например в программе «Истоки», связывают успех математического развития детей с расширением информационной насыщенности содержания обучения [16].Других взглядов придерживаются последователи Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова. Авторы программ «Детство», «Развитие» выступают за обогащение содержания, направленного на развитие у детей интеллектуальных способностей и формирование научных представлений и понятий. Акцент делается на установление новых взаимоотношений педагога с детьми, новых форм работы, которые реализуются на основе личностно-ориентированной модели воспитания. В исследованиях Л.А. Венгера, З.А.Михайловой, А.А. Столяра, Р.Л.Непомнящей показана целесообразность использования различных игр в сенсорном развитии детей, развитии интереса к обучению. По их мнению, задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о величине, форме, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая, Е.И.Щербакова, Т.И.Ерофеева говорят о трудностях формирования сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с различными нарушениями.

Выделенные особенности проявляются в большей степени у дошкольников, имеющих речевую патологию. Это связано с их особенностями развития, структурой дефекта. Специфика патологии развития детей с речевыми нарушениями отражается на качестве усвоения ими математических знаний, в том числе и сенсорных умений и навыков.

Многочисленные исследования представителей коррекционной педагогики и психологов (А.А. Люблинская, С.А. Миронова, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия) говорят о том, что речь рано включается во все формы познавательной деятельности.

Усвоенные ребенком слова существенным образом перестраивают его чувственное восприятие мира, придают этому восприятию осмысленный характер. При этом совершенствуются, поднимаются на более высокий уровень наблюдения за окружающим, действия с предметами.

Как отмечают Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, у детей с расстройствами речи имеются специфические особенности как речевого, так и общего психического развития. Исследования Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, С.Н. Шаховской, Т.Б. Филичевой показывают, что у детей с патологией речи пассивный словарь слов значительно преобладает над активным [39]. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия окружающей действительности ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 3 4

Навигация