Как показывают исследования Е.М. Мастюковой, психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями речи нередко выявляет у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности в целом [23].Ряд исследователей (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева и др.), изучавших особенности речи и познавательной деятельности детей с речевой патологией, отмечают у них трудности в овладении сенсорными знаниями, усвоении ими системы сенсорных эталонов, что сказывается на дальнейшем их обучении. Дошкольники с общим недоразвитием речи не владеют в одинаковой степени всеми необходимыми сенсорными эталонами, у них наблюдается отставание в формировании перцептивных действий, что в свою очередь сказывается на успешности называния тех или иных свойств объектов [5].
Педагоги отмечают, что занятия по математике позволяют осуществлять коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности. В процессе обучения выполнению математических операций дети расширяют пассивный словарный запас, начинают понимать значение обиходно-разговорных слов, а также математических терминов.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений проводятся дидактические игры, позволяющие включать детей в беседу, учить межличностному взаимодействию.
Таким образом, решение коррекционных задач отличает методику преподавания математики для детей с нарушением речи от методики обучения детей, не имеющих речевой патологии. Это требует соблюдения как дидактических условий (принципы обучения, методы, средства), так и специальных подходов к обучению. Необходимо учитывать коррекционно-развивающее и воспитывающее обучение, активность в обучении, предусматривающую необходимость собственной деятельности обучаемых в процессе познания, учитывать принцип систематичности и практической направленности в обучении.