Приложение 4
Таблица 5. Уровни сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи
Ф.И.ребенка |
Высокий уровень (35-45 б.) |
Средний уровень (24-34 б.) |
Низкий уровень (9-23 б.) |
1. Полина А. |
32 б. | ||
2. Дени А. |
20 б. | ||
3. Ваня З. |
33 б. | ||
4. Дима З. |
27 б. | ||
5. Филипп Г. |
31 б. | ||
6. Влад М. |
29 б. | ||
7. Максим К. |
19 б. | ||
8. Катя К. |
12 б. | ||
9. Кирилл Я. |
26 б. | ||
10. Ксюша Я. |
12 б. | ||
0% |
55% |
45% |
Приложение 5
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию на занятиях по ФЭМП (старший дошкольный возраст).
№ занятия |
Тема занятия |
Название игры |
Цель |
Количество занятий | ||
1 этап |
2 этап |
3 этап | ||||
1. |
Цвет предметов. |
«Цветные брусочки»; «Найди цветок для пчелки». |
Цель: учить различать основные цвета солнечного спектра, ориентируясь на их однородность и неоднородность. |
1 | ||
2. |
Цвет игрушек. Основные цвета спектра |
«Подбери ниточку к шарику»; «Собери букет для мишки»; |
Цель: познакомить детей с названиями основных цветов спектра (красн, желт, зел., синий, бел., черн.). |
1 | ||
3. |
Подбор и различение одинаковых по цвету предметов. |
«Спрячь птичку»; «Подбери кукле бантик». |
Цель: продолжать учить различать и подбирать одинаковые по цвету предметы; подбирать предметы с ориентацией на цвет, как на значимый признак. |
1 | ||
4. |
Цвет. Украшаем елку. |
«Украсим на праздник елочку»; Найди такие же игрушки на елке». |
Цель: - закрепить умение детей подбирать одинаковые по цветовому спектру изображения; - закрепить в речи названия основных цветов. |
1 | ||
5. |
Цвета радуги. |
«Запомни и назови»; «Какой цвет отсутствует». |
Цель: познакомить детей с дополнительными цветами спектра (розов., голуб., коричн., оранжев., фиолет.) -Учить детей соединять представления о цвете со словом-названием, производить выбор цвета по словесному названию. |
1 | ||
6. |
Цветовые оттенки. |
«Цветные клубочки»; «Запомни и назови». |
Цель: – познакомить детей с различными оттенками цветов, научить выделять самые светлые, самые темные оттенки цвета, и обозначать их словесно: темный, светлее, самый светлый. |
1 | ||
7. |
Цвет. Конкретизация понятий. |
«Найди самый светлый кружок»; «Все цвета радуги»; Упр-е «Окраска воды». |
Цель: - продолжать учить детей называть цвет и его оттенок; - познакомить с системой цветов, с последовательным их расположением в спектре. |
1 | ||
8. |
Взаимосвязь цветов спектра. |
«Волшебные краски»; «Разноцветные сарафаны для подруг». |
Цель: – показать детям переход из одного цвета в другой; – закрепить представления о взаимосвязи цветов спектра. |
1 | ||
9. |
Сопоставление предметов по цвету и форме. |
«Чудесные превращения»; «Костюмы для Петрушек»; «Подбери кукле соседку по цвету». |
Цель: – упражнять детей в сопоставлении предметов по цвету, форме; – закрепить умение подбирать фигуры, ориентируясь на постепенный переход от одного цвета к другому (светлые, темные оттенки). |
1 | ||
10. |
Оттенки цветов. Теплые и холодные цвета. |
«Чайный сервиз»; «В гости к солнечным зайчикам»; «Царство Снежной Королевы». |
Цель: – продолжать учить детей называть словом цветовой тон предмета с указанием его признака; – познакомить детей с делением цветового спектра на теплые и холодные оттенки цветов. |
1 | ||
11. |
Форма предмета. |
«У кого такая же фигура»; «Найди ключ для домика Винни-Пуха»; «Геометрическое лото». |
Цель: – закрепить представления детей об основных геометрических формах, упражнять в подборе форм по образцу; - учить детей выделять форму как отдельный признак предмета. |
1 | ||
12. |
Форма и цвет предмета. |
«Чья норка»; «Найди пару пуговке»; «Найди похожую фигуру»; «Цветные дома». |
Цель: - закрепить у детей знания о геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник); – продолжать учить воспринимать плоскостные формы предметов выбор по образцу, выделять форму, как отдельный признак предмета. |
1 | ||
13. |
Форма предмета. Нахождение одинаковых и различных по форме предметов. |
«Угадай, чего не стало»; «Поищи и найди такую же»; «Укрась салфетку». |
Цель: – закрепить умения детей находить в помещении предметы одинаковые и разные по форме, ориентируясь на словесное обозначение; – закрепить умение сопоставлять по представлению объемную форму с плоскостной, названия геометрических форм (круглая, квадратная, овальная, треугольная, прямоугольная). |
1 | ||
14. |
Знакомство с геометрическими телами. |
«Построим дом для друзей»; «Ворота для машин». |
Цель: – закрепить знания детей об основных геометр. телах: шар, цилиндр, конус, куб, пирамида. |
1 | ||
15. |
Прямолинейные и округлые геометрические формы. |
«Построй такую же фигуру»; «на что похоже, назови»; «Волшебная мозаика». |
Цель: – закрепить представления о прямолинейных геометрических формах (квадрате, прямоугольнике, треугольнике), об округлых геометрических формах (круге и овале); – закрепить в речи названия этих форм, учить различать и воспроизводить эти формы. |
1 | ||
16. |
Форма. Обобщение представлений. |
«Чудесная корзинка»; «Угадай, чего не стало»; «Мастерская форм». |
Цель: – упражнять детей в зрительном нахождении геометрической формы по образцу, словесному называнию; – учить подбирать предметы к геометрическим образцам, закрепить в речи названия основных форм. |
1 | ||
17. |
Форма предмета. Разновидности треугольника. |
«Чем похожи, чем различаются»; «Сложи узор из треугольников»; «Братцы-треугольники». |
Цель: – упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по форме; – закрепить в речи словесное обозначение форм (круглые, квадратные…); познакомить детей с разновидностями треугольников, научить называть их независимо от расположения. |
1 | ||
18. |
Форма предметов. Разновидности прямоугольников. |
«Сложи узор» «Быстро-медленно» «Мастерская папы Карло» Упр-е «Составные картинки» |
Цель: – закрепить представления детей о разных геометрических формах, их разновидностях; – умение находить одинаковые и различные по форме предметы; – познакомить с разновидностью прямоугольников, учить выделять их в окружающей обстановке. |
1 | ||
19. |
Форма предметов. Сопоставление и обобщение. |
«Кто знает, пусть назовет»; «Придумай и дорисуй»; «Найди все круглые (квадр.) предметы в группе»; «Кто больше увидит». |
Цель: – учить детей анализировать сложные структуры графических изображений из геометрических форм, воссоздавать их из отдельных элементов (форм); -закрепить умение подбирать фигуры, ориентируясь форму предмета; – упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по геометрической форме. |
1 | ||
20. |
Разновидность геометрических форм. |
«Сложи узор»; «Веселые картинки»; «Незаконченная картинка». |
Цель: – закрепить представления о разновидностях геометрических форм (прямолинейные округлые); – упражнять в различении форм разной величины (круги, овалы, квадраты разной величины), закрепить в речи словесное обозначение сторон, углов фигур. |
1 | ||
21. |
Величина предмета. |
«Спрячь мячик»; «Найди самую «Найди самую длинную…» «Построй башенку для Пятачка». |
Цель: – закрепить умение детей выделять контрастные величины предметов (большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий). |
1 | ||
22. |
Размер предметов. |
«Разные башенки»; «Где такие же»; «Помоги построить лесенку для Винни-Пуха». |
Цель: – закрепить представления об относительной величине предметов; – учить детей выделять величину предмета, не отвлекаясь на другие признаки; – выделять величину, как значимый признак предмета. |
1 | ||
23. |
Величина предметов. Зрительное сравнение. |
«Кто высокий, кто низкий»; «Звери в зоопарке»; «найди, чья лента шире». |
Цель: продолжать учить детей определять предметы, зрительно различающиеся по величине, соединять зрительный образ со словом; упражнять в нахождении одинаковых по величине предметов. |
1 | ||
24. |
Величина предмета. Сравнение по величине. |
«Ручейки»; «Найди домики для зверей»; «Найди Винни-Пуху баночку с медом»; «Мебель для трех медведей». |
Цель: – упражнять детей в умении определять размер предметов, соотносить предметы по размеру, сравнивать их; учить детей располагать предметы в логической последовательности в зависимости от их размера(от большого к маленькому);называть признак величины предмета словом. |
1 | ||
25. |
Использование условной мерки для определения величины. |
«Новогодние елочки»; «Найди такого же зайца»; «Определи по образцу». |
Цель: – учить пользоваться меркой для определения одного из параметров величины (высота, длина); – закрепить умение располагать предметы в ряд по величине. |
1 | ||
26. |
Величина предметов. Выше-ниже. |
«Что там»; «Собери матрешку»; «Какой робот самый высокий». |
Цель: – закрепить умение устанавливать отношения между 5 объектами по величине; – учить выделять высоту, как особое измерение величины; – учить определять одинаковые по величине предметы на глаз. |
1 | ||
27. |
Группировка по величине. |
«Положи кирпичики в ряд»; «Построй по росту зверей»; «Дорожки для машин». |
Цель: – закрепить умение детей последовательно располагать в ряд предметы разной величины; – строить последовательный ряд по величине (ширине), упорядочивать ряд в двух направлениях: по возрастанию и убыванию. |
1 | ||
28. |
Нарастание, убывание по величине. |
«Сложи брусочки»; «Починим сломанную лестницу совы»; «Три подружки». |
Цель: – учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (убывания) величины, включать недостающие элементы в ряд; – учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядочить их по величине. |
1 |