1. Обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
2. Структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
3. Методика формирования системы строится на комплексном подходе к обучению детей.
4. Формирование знаний о сенсорных эталонах происходит в тесной связи с развитием детей в других видах деятельности (развитие речи, формирование представлений об окружающем мире, изобразительная, конструктивная и игровая деятельность.
5. Время освоения содержания каждого этапа индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру речевых нарушений у конкретного ребенка.
6. Распределение материала по этапам, учитывая комплексный подход в обучении, происходит по концентрическому принципу, постепенно усложняясь.
Проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста интересовала ученых на протяжении многих веков. В первой главе раскрывается история развития сенсорного воспитания и образования в России и за рубежом. В VIII-XIX веках Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори и Ф. Фребель пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки (включая сенсорное воспитание) детей дошкольного возраста. Формирование представлений о форме, величине, измерении предметов окружающей действительности рассматривалось ими с точки зрения целесообразности.
В рассмотрении проблемы развития сенсорного воспитания детей большой интерес представляет метод М. Монтессори. Этот метод связывает формирование математических представлений и сенсорное развитие детей. Разработанный М. Монтессори дидактический материал позволяет активизировать работу всех сенсорных анализаторов детей и усвоить им представления о форме, цвете и величине предметов.
Ее последователями в русской педагогике стали Ю.И. Фаусек и Е.И. Тихеева. Они воплотили идеи Монтессори – педагогики в практику и адаптировали к отечественным условиям.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер, Б. Хачапуридзе были разработаны некоторые новые методы сенсорного воспитания, они подготовили почву для новых педагогических разработок.
В советской дошкольной педагогике работу над развитием системы дошкольного сенсорного воспитания продолжили отечественные педагоги А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер. Особое внимание в своих работах уделяли формированию сенсорных способностей ребенка.
В XX веке на становление теории и методики развития элементарных математических представлений, включая сенсорное развитие, оказали влияние научные работы известных отечественных ученых, как Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова, П.Я. Гальперина, З.А. Михайловой и других. Их исследования направлены на выявления целесообразности использования различных игр в сенсорном развитии, развитии интереса к обучению у детей дошкольного возраста. Они включают в задачи математической подготовки дошкольников развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления.
Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий сенсорного развития детей дошкольного возраста, З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая, Т.И.Ерофеева отмечают трудности в формировании сенсорных эталонов на занятиях по формированию элементарных математических представлений у детей с различными нарушениями (речевыми нарушениями).
Исследования Р.Л. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой показывают, что у детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности в речевом развитии, в восприятии предметов окружающей действительности, нарушения познавательной деятельности в целом. Ряд исследователей (Н.С. Жукова, Н.Ю. Борякова, Л.Б. Боряева), отмечают у таких детей трудности в овладении сенсорными знаниями, усвоении ими системы сенсорных эталонов.
Педагоги отмечают, что занятия по формированию элементарных математических представлений позволяют осуществить коррекцию интеллектуальной и речевой деятельности.
Они предлагают вводить в занятия элементы дидактических игр, позволяющие включать детей в беседу, учить межличностному взаимодействию.
Во второй главе раскрываются цели констатирующего эксперимента и задачи его проведения.
Констатирующий эксперимент проходил с целью выявления условий эффективности формирования системы сенсорных эталонов у детей логопедической группы на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В исследовании принимали участие 2 группы детей старшего дошкольного возраста: группа детей с нормальным уровнем речевого развития и группа детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни.
В констатирующем эксперименте были использованы адаптированные методики Г.А. Волковой, С.Д. Забрамной и О.В. Боровик по психолого-педагогическому обследованию детей с нарушениями речи.