Во время проведения констатирующего эксперимента дети с нормальным уровнем речевого развития, в основном справились с предложенными заданиями.
Из общего количества детей группы 50% справились с заданиями, направленными на узнавание и определение величины предмета, 45% детей самостоятельно выполнили задания, направленные на словесное обозначение признака величины предметы (ширины и высоты); 50% детей справились с заданиями на словесное обозначение геометрических форм (прямоугольной и овальной).
Детям с общим недоразвитием речи при выполнении заданий требовалась помощь воспитателя. Дети испытывали затруднения в узнавании и словесном обозначении дополнительных цветов спектра - 37% детей выполнили задание; в узнавании и назывании геометрических форм предметов - 25% детей справились с заданием; затруднения были в зрительном соотнесении и назывании словесно признаков величины- 18% детей выполнили это задание правильно, а также в измерении предметов с помощью условной мерки и словесном обозначении размера измеряемого объекта- 12% детей выполнили задание. Особые затруднения возникли при составлении арифметических задач: при согласовании в задаче существительных с прилагательными и числительными, составлении условия задачи, вопроса к ней. Это задание выполнили только 10% детей.
Таким образом, в среднем 64% детей с нормальным речевым развитием справились с заданиями эксперимента, и только 30% детей с общим недоразвитием речи справились с предложенными заданиями. В связи с установленными уровнями сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи условно можно разделить на три группы.
К первой группе (10%) относятся дети, у которых уровень сенсорного восприятия соответствует возрастному развитию детей 6 лет, представления о сенсорных эталонах цвета, формы и величины у них сформированы. Дети этой группы могут грамотно построить свои речевые высказывания, у них полный запас слов, обозначающих сенсорные признаки предметов.
Ко второй группе (60%) относятся дети, у которых нормальное сенсорное восприятие. Однако у детей есть нарушения в грамматическом построении речевых высказываний, словарный запас не соответствует возрастному развитию детей 6 лет. В нем отсутствуют слова, обозначающие сенсорные признаки величины предметов.
К третьей группе (30%) относятся дети, у которых также нарушено сенсорное восприятие, уровень сформированости представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины не соответствует развитию детей 6 лет. У этих детей отмечаются проблемы в грамматическом и лексическом построении высказываний и составлении отдельных предложений. У них затруднено активное использование слов, обозначающих сенсорные признаки формы и величины предметов.
В соответствии с выделенными трудностями детей были сформулированы следующие условия:
1. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку.
2. Структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
3. Методика формирования системы строится на комплексном подходе к обучению детей.
4. Формирование знаний о сенсорных эталонах происходит в тесной связи с развитием детей в других видах деятельности (в развитии речи, формировании представлений об окружающем мире, изобразительной, конструктивной и игровой деятельности).
5. Время освоения каждого этапа индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру речевых нарушений у конкретного ребенка.
6. Распределение материала по этапам, учитывая комплексный подход в обучении, происходит по концентрическому принципу, постепенно усложняясь.
С целью их реализации были составлены методические рекомендации.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась.
Приложение 1
Таблица 2. Результаты обследования детей 6 лет с нормальным уровнем речевого развития
Фамилия, имя ребенка |
Зад. №1. |
Зад. №2. |
Зад. №3. |
Зад. №4. |
Зад. №5. |
Зад. №6. |
Зад. №7. |
Зад. №8. |
Зад. №9 |
Общая сумма баллов. |
1. Агафонов Женя |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
3 б. |
4 б. |
4 б. |
3 б. |
3 б. |
34 б. |
2. Воскресенский Дима |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
5 б. |
3 б. |
4 б. |
5 б. |
3 б. |
4 б. |
33 б. |
3. Гальцев Вадим |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
44 б. |
4. Дхиман Диана |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
3 б. |
4 б. |
4 б. |
3 б. |
3 б. |
33 б. |
5. Корнеев Гриша |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
45 б. |
6. Спиркина Юля |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
39 б. |
7. Трегулов Дамир |
5 б. |
4 б. |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
39 б. |
8. Ширяева Соня |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
34 б. |
9. Непомнящ. Данила |
5 б. |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
5 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
41 б. |
10. Шукшина Таня |
4 б. |
5 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
4 б. |
3 б. |
3 б. |
3 б. |
34 б. |
100% |
95% |
50% |
67% |
50% |
45% |
65% |
55% |
50% |
64% |