«Подбери ниточку к шарику» – умение различать основные цвета спектра.
«Спрячь птичку» – умение подбирать одинаковые по цвету предметы, закрепление в речи названий цветов.
«Найди ключ для домика Винни-Пуха» - закрепление представлений об основных геометрических формах.
«Поищи и найди такую же» – умение находить одинаковые и различные по форме предметы, ориентируясь на словесное обозначение.
«Построй башенку для Пятачка»- умение выделять контрастные величины предметов.
«Звери в зоопарке» – умение зрительно различать предметы, разные по величине.
На втором этапе формирования воспитатель уделяет наибольшее внимание сюжетно-дидактическим, дидактическим и разнообразным игровым упражнениям с сенсорным содержанием.
Работа на этом этапе направлена на расширение, уточнение и закрепление представлений о сенсорных эталонах.
На данном этапе формирования системы сенсорных эталонов решаются следующие задачи:
формирование умения действовать по образцу, словесной инструкции.
-ознакомление со способами проверки путем наложения и приложения для определения величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей.
-обогащение опыта выполнения ориентировочных действий путем выработки умений рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, цвет предметов в окружающей обстановке.
-формировать умения группировать предметы по форме, величине.
Реализация задач второго этапа происходит в следующих дидактических играх и упражнениях:
«Запомни и назови»- умение соединять представления о цвете со словом-названием.
Цветные клубочки»- умение различать различные оттенки цветов и обозначать их словесно.
«Найди похожую фигуру»- умение осуществлять выбор предметов по образцу.
«Ключи к замкам»- умение находить одинаковые и разные по форме предметы, ориентируясь на словесное обозначение.
«Мебель для трех медведей»- умение сравнивать предметы по величине, располагать их в логической последовательности, называть признак величины словом.
«Подберем гномам одежду»- группировка предметов по величине, обозначение признака словом.
На третьем этапе работы формирование системы сенсорных эталонов проводится на комплексной основе с развитием разнообразных видов детской деятельности. На этом этапе воспитателям надо уделять больше внимания разнообразным дидактическим играм с сыпучими материалами, бумагой, плоскостными и объемными моделями. Таким образом, на третьем этапе игровая, конструктивная и изобразительная деятельность детей направлена на расширение, уточнение и закрепление представлений о сенсорных эталонах, закрепление их словесного обозначения в речи.
В задачи данного этапа включено:
-расширение ориентировочных действий, формирование умения предварительно рассматривать, называя по образцу и по словесной инструкции воспитателя цвет, форму и величину предметов в игровой ситуации, в окружающей действительности.
-обучение умению соотносить плоскостные формы и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений.
-закреплять умение группировать предметы по форме, величине, по цвету, словесно обозначая их названия.
В содержание работы на третьем этапе входят дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию на занятиях по ФЭМП, в свободной деятельности детей:
«Костюмы для Петрушек»- умение сопоставлять предметы по цвету и форме, ориентируясь на постепенный переход от одного цвета к другому.
«Чайный сервиз»- умение называть словом цветовой тон предмета с указанием его признака.
«Чем похожи, чем различаются»- формировать умение сопоставлять и обобщать предметы по форме, закрепить в речи словесное обозначение форм.
«Кто больше увидит»- умение анализировать сложные структуры графических изображений из геометрических форм, воссоздавать их из отдельных элементов.
«Построй по росту зверей»- умение последовательно располагать в ряд предметы разной величины, упорядочивать ряд по возрастанию или убыванию.
В свободной деятельности детей с общим недоразвитием речи можно организовывать игры с различным строительным материалом (Лего), сюжетно-дидактические игры («Магазин овощей и фруктов», «Почта»), театрализованные игры («Веселые рукавички», «Семейка ежей»), игры-драматизации («Ежи и грибы», «Зайчики на поляне»).
Содержание работы по формированию системы сенсорных эталонов более подробно представлено в тематическом планировании дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию на занятиях по ФЭМП с детьми 6-го года логопедической группы (см. Приложение).
Таким образом, опираясь на задачи и методику формирования системы сенсорных эталонов у детей 6-го года с общим недоразвитием речи, можно определить наиболее эффективные для этого условия: