Результаты исследования и их интерпретация

Страница 8

В ходе эмпирического исследования с использованием методики Е.И. Головахи и А.А. Кроника было выявлено, что большинство испытуемых (40%) из 9 и 11 классов связывают свою жизнь с прошлым. 60% испытуемых из 11 классов не связывают каким-либо образом происходящие и происходившие с ними события со своим будущим. Анализируя результаты диагностики по данной методике можно утверждать, что у испытуемых несформированы представления о том, как их прошлая и настоящая жизнь связана с будущим.

По результатам диагностики с использованием методики Б. Заззо было выявлено желание «продлить детство», нежелание нести ответственность за выбор дальнейшего жизненного пути у большинства испытуемых 9-11 классов.

Результаты исследования по методике Прихожан показывают, что в большей степени испытуемые удовлетворены положением дел в настоящем. Прошлое также рассматривается ими с позитивной стороны. Удовлетворенность будущим выражена у учащихся 9-х и 10-х классов. В 11 классе удовлетворенность будущим не наблюдается.

Согласно результатам исследования по методике Зимбардо большинство испытуемых ориентировано на прошлое и настоящее. Выраженность ориентации в настоящее прослеживается у 50% учащихся 11 классов, 30% учащихся 10-х классов и 40% учащихся 9-х классов. Выраженность ориентаций в прошлое наблюдается в 30% учащихся 9, 10, 11–х классов. В будущее в большей степени устремлены 40% учащихся 9-х классов.

Результаты исследования по методике Соломатиной показали готовность самостоятельного выбора профессии у 60% девятиклассников и у 50% одиннадцатиклассников.

Сравнительный анализ полученных результатов (методик 3 и 5, 4 и 5) с использованием методов математической статистики показал наличие статистически значимой связи. Таким образом, можно утверждать, что несформированность представлений о будущем негативно влияет на способность юношей самостоятельно выбрать профессию. Это доказывает сформулированную в самом начале исследования гипотезу.

Приложение 1

Текст опросника по методике О.Г. Соломатиной

Инструкция: «Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно».

Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?

а) продолжить обучение в вузе;

б) поступить в техникум;

в) поступить в колледж;

г) работать;

д) работать и учиться в вузе или техникуме;

е) не определился.

Какой профессией Вы бы хотели посвятить себя?

а) рабочего;

б) инженера;

в) преподавателя;

г) юриста;

д) другой вариант (впишите в бланк).

Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.

Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.

Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?

а) представляю хорошо;

б) имею некоторое представление;

в) не представляю

Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?

а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии;

б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии;

в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии;

г) занимаюсь формирование качеств, компенсирующих недостающие способности.

Проявляются ли у Вас профессионально важные качества:

а) в процессе учебной деятельности?

б) на семинарах, факультативных занятиях?

в) во время самостоятельной работы?

г) не выявил проявления.

Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?

а) да;

б) нет.

Где и что Вы читали о выбранной профессии?

а) в художественной литературе;

б) в научно-популярной литературе;

в) в специальной литературе;

г) другой вариант (впишите в бланк).

С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?

а) с родителями;

б) со сверстниками;

в) с преподавателями;

г) ни с кем.

Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть?

а) да, имеются;

б) нет;

в) не знаю;

г) назовите 2-3 родственные профессии.

В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор?

а) в 7-м классе;

б) в 8-м классе;

в) в 9-м классе;

г) в 10-м классе;

д) в 11-м классе.

Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения?

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Навигация