В ходе эмпирического исследования с использованием методики Е.И. Головахи и А.А. Кроника было выявлено, что большинство испытуемых (40%) из 9 и 11 классов связывают свою жизнь с прошлым. 60% испытуемых из 11 классов не связывают каким-либо образом происходящие и происходившие с ними события со своим будущим. Анализируя результаты диагностики по данной методике можно утверждать, что у испытуемых несформированы представления о том, как их прошлая и настоящая жизнь связана с будущим.
По результатам диагностики с использованием методики Б. Заззо было выявлено желание «продлить детство», нежелание нести ответственность за выбор дальнейшего жизненного пути у большинства испытуемых 9-11 классов.
Результаты исследования по методике Прихожан показывают, что в большей степени испытуемые удовлетворены положением дел в настоящем. Прошлое также рассматривается ими с позитивной стороны. Удовлетворенность будущим выражена у учащихся 9-х и 10-х классов. В 11 классе удовлетворенность будущим не наблюдается.
Согласно результатам исследования по методике Зимбардо большинство испытуемых ориентировано на прошлое и настоящее. Выраженность ориентации в настоящее прослеживается у 50% учащихся 11 классов, 30% учащихся 10-х классов и 40% учащихся 9-х классов. Выраженность ориентаций в прошлое наблюдается в 30% учащихся 9, 10, 11–х классов. В будущее в большей степени устремлены 40% учащихся 9-х классов.
Результаты исследования по методике Соломатиной показали готовность самостоятельного выбора профессии у 60% девятиклассников и у 50% одиннадцатиклассников.
Сравнительный анализ полученных результатов (методик 3 и 5, 4 и 5) с использованием методов математической статистики показал наличие статистически значимой связи. Таким образом, можно утверждать, что несформированность представлений о будущем негативно влияет на способность юношей самостоятельно выбрать профессию. Это доказывает сформулированную в самом начале исследования гипотезу.
Приложение 1
Текст опросника по методике О.Г. Соломатиной
Инструкция: «Обведите кружком выбранные ответы на вопросы опросника, а там, где это требуется, впишите их самостоятельно».
Чем Вы думаете заняться после обучения в школе?
а) продолжить обучение в вузе;
б) поступить в техникум;
в) поступить в колледж;
г) работать;
д) работать и учиться в вузе или техникуме;
е) не определился.
Какой профессией Вы бы хотели посвятить себя?
а) рабочего;
б) инженера;
в) преподавателя;
г) юриста;
д) другой вариант (впишите в бланк).
Знания по каким предметам необходимы представителю избранной Вами профессии в первую очередь? Впишите в бланк.
Какие качества личности особенно необходимы для представителя выбранной профессии? Самому значимому из них присвойте номер 1, менее значимому – 2 и т.д.
Каковы Ваши представления об условиях работы по выбранной профессии?
а) представляю хорошо;
б) имею некоторое представление;
в) не представляю
Каким образом Вы готовитесь к будущей профессиональной деятельности?
а) развиваю и систематизирую знания, необходимые для работы по профессии;
б) овладеваю навыками, формирую умения, необходимые для профессии;
в) развиваю в себе качества личности, необходимые представителю данной профессии;
г) занимаюсь формирование качеств, компенсирующих недостающие способности.
Проявляются ли у Вас профессионально важные качества:
а) в процессе учебной деятельности?
б) на семинарах, факультативных занятиях?
в) во время самостоятельной работы?
г) не выявил проявления.
Знаете ли Вы, где можно получить подготовку по избранной профессии?
а) да;
б) нет.
Где и что Вы читали о выбранной профессии?
а) в художественной литературе;
б) в научно-популярной литературе;
в) в специальной литературе;
г) другой вариант (впишите в бланк).
С кем Вы беседовали по собственной инициативе об избранной профессии?
а) с родителями;
б) со сверстниками;
в) с преподавателями;
г) ни с кем.
Имеются ли профессии, близкие или родственные избранной Вами, которыми Вы могли бы успешно овладеть?
а) да, имеются;
б) нет;
в) не знаю;
г) назовите 2-3 родственные профессии.
В каком классе Вы осуществили свой профессиональный выбор?
а) в 7-м классе;
б) в 8-м классе;
в) в 9-м классе;
г) в 10-м классе;
д) в 11-м классе.
Что мешает Вам в осуществлении профессионального самоопределения?