Результаты исследования и их интерпретация

Страница 4

9 кл. (девочки): хорошей, отличной, перевернутой, нормальной, забавной, «полосатой», несерьезной, «путешествием», интересной и безоблачной, целенаправленной.

Как видно из этих характеристик прошлое и будущее в обеих возрастных группах, и настоящее в одиннадцатом классе имеют противоположные оценки, настоящее в 9 классе имеет в основном положительные оценки.

В 9-х классах отрицательных характеристик прошлого значительно больше, чем будущего. Характеристики будущего содержат положительные оценки.

Далее содержательный анализ показал, что многие старшеклассники придают значение будущей семье, выделяют стремление к ней в вопросах, связанных с будущим. Наибольшее количество таких ответов было среди девочек 11-го класса. Современные старшеклассники в большей степени, нежели раньше, ориентированы на создание собственной семьи.

В ответах выражено стремление к самовоспитанию, познанию себя, стремление стать человеком с большой буквы, выразить себя, свою индивидуальность. В ответах испытуемых стремление изменить себя существует наряду с тенденцией оставаться самим собой. Мысли о собственном здоровье, одиночестве, обеспеченной жизни сочетаются у подростков с нежеланием задумываться о будущем. Особенно ярко это выражено в ответах мальчиков 11-х классов.

События жизни никак нельзя игнорировать при анализе развития личности. Степень удовлетворенности различными сторонами их жизни в прошлом и настоящем показала, что наибольшую неудовлетворенность испытывали дети с неопределенным или пессимистическим отношением к будущему. Возникает такое: чье положение в настоящий момент не вызывает опасений, имеют все шансы его улучшить, положение остальных пессимистично.

События, которые упоминали учащиеся, можно разделить на группы: учеба, достижения, здоровье свое и родителей, взаимоотношения, болезни свои и родителей, развлечения, покупки.

В результате исследования обнаружено, что ведущим у девятиклассников стало получение образования. При этом формируется новое отношение к будущему, характеризующееся доминированием в мотивационной иерархии целей, связанных с будущим, следует считать не ранний юношеский возраст, а переход от подросткового к раннему юношескому. К окончанию неполной средней школы подростки не всегда в состоянии выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения.

Для личностного развития необходимо соблюдать условия: только тогда устремленность в будущее оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем будет еще интереснее, прекраснее. Тогда будет обеспечена связь, преемственность настоящего и будущего, без чего невозможно позитивное развитие. Эти процессы связаны с определенным уровнем развития самосознания подростков и старших школьников.

Различия в отношении к будущему между мальчиками и девочками: у девочек чаще всего встречаются высказывания об учебе в школе, о стремлении поступить в институт и о желании отдохнуть; с другой стороны - высказывания, отражающие опасения, связанные с удачным складыванием дальнейшей жизни; отражение намерения приносить людям добро. У девочек больше высказываний о любви и будущей семейной жизни.

Мальчики же опережают девочек лишь в стремлении к занятиям спортом, в высказываниях желания больше знать, а также приобрести те или иные материальные ценности.

На следующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ полученных результатов с использованием методов статистического анализа.

Для этого отберем испытуемых, качественный (интерпретация результатов диагностики по методикам 1,2) и количественный анализ диагностирования (результаты диагностики по методикам 3,4) которых показали несформированность временных представлений о будущем. Сравним показатели данных испытуемых из методик №3,4 с показателями этих же испытуемых по методике №5. Наглядно видно совпадение по паре «несформированность временных представлений о будущем – неспособность самостоятельно выбрать профессию» у испытуемых № 1,3, 7,8,9,10,12,14,16,17,18,20. Корреляционную связь определим с использованием критерия Спирмена.

1. Измерение корреляционной связи по показателям методики Прихожан и Соломатиной.

Выдвинем следующие гипотезы:

НО: Корреляция между показателями представлений о будущем и самостоятельным выбором профессии не отличается от нуля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация