Результаты исследования и их интерпретация

Страница 3

Как видно из таблицы большинство испытуемых ориентировано на прошлое и настоящее. Выраженность ориентации в настоящее прослеживается у 50% учащихся 11 классов, 30% учащихся 10-х классов и 40% учащихся 9-х классов. Выраженность ориентаций в прошлое наблюдается в 30% учащихся 9, 10, 11–х классов. В будущее в большей степени устремлены 40% учащихся 9-х классов.

Следующим этапом исследования стало проведение диагностики, направленной на определение навыков профессионального самоопределения с использованием методики Соломатиной.

Профессиональный выбор указали в:

- 9 кл. - 92% девочек и 87% мальчиков; всего 60% испытуемых;

- 11 кл. - 88% девушек и 71% юношей; всего 50% испытуемых.

Результат 9-х и 11-х классов, в целом, удовлетворительный. По данным результатам можно отметить, что учащиеся 11-х классов более целенаправленны. В 9-м классе по результатам содержательного анализа можно отметить недоверие к себе, к своим возможностям («я хотела бы быть другой», «если бы был увереннее» и др.), а, следовательно, и затруднения с профессиональным самоопределением.

Таблица 5. Указанные профессии (по методике 5)

9 класс

11 класс

мальчики

военный

повар

юрист

связист

программист

ветеринар

экономист

автомеханик

экономист

менеджер

медбрат

управление персоналом

военный врач

девочки

переводчик

археолог

врач

продавец

дизайнер

дизайн рекламы

программист

менеджер

переводчик

экономист

бухгалтер

врач

юрист

парикмахер

оператор ЭВМ

секретарь-машинистка

менеджер

Из того, что нравится в выбранных профессиях, в основном, подростки указывали по одному признаку в соответствии с профессией: общение с людьми, пользование компьютером, путешествия, рисование, животные, готовить (еду), связь с электроникой и др. Либо отмечали большой отпуск, большие деньги, «видеть результаты работы» и др.

Не нравится в будущей профессии: график работы, риск, влияние компьютера на зрение, низкая заработная плата, жарко («повар»), влияние на здоровье, проблемы с налогами и др.

Необходимо отметить, что содержательный анализ материалов анкет показывает недостаточное знание детьми достоинств и недостатков выбранной профессии. Недостаточное знание достоинств и недостатков, трудностей той или иной профессии зачастую приводит в дальнейшем к разочарованиям, снижению учебной мотивации в вузе, «эмоциональному сгоранию».

Обратим внимание на качественные, эмоционально окрашенные характеристики каждого времени, которые можно выделить по методике Соломатиной.

Прошлое представлено следующим образом:

11 класс (М): светлое, веселое, хорошее, счастливое - неудачное, мрачное.

11 класс (Д) - веселое, увлекательное, хорошее, наивное, светлое.

9 класс, мальчики: хорошее, сказка, неплохое, хороший сон, счастливое время - жуткое, мутное, мрачное, страшное, плохое.

9 класс, девочки: счастливое, хорошее, интересное, веселое, радостное – «немного нехорошее», скучное, ужасное, «хуже, чем сейчас», темное.

Будущее описано так:

11 класс (М): светлое, интересное, лучше, чем настоящее, - туманное, смутное, непонятное;

11 класс (Д) - интересное, хорошее, «зависит от меня», прекрасное, сказочное, счастливое, «светлое, но тяжелое», далекое - страшное, трудное, «не очень хорошее».

9 класс, мальчики: «клеевое», светлое, фантастика, прекрасное, хорошее, обнадеживающее, отличное - плохое, страшный сон, страшное.

9 класс, девочки: хорошее, светлое, отличное, лучшее, интересное, «лучше, чем сейчас».

Настоящее содержит следующие характеристики:

11 кл. (мальчики): счастливой, интересной и экстремальной, «кривой линией», хорошей, прекрасной, разнообразной, прикольной, веселой – «абсолютно безрассудной», «не самой лучшей»;

11 класс (девочки): радостной, интересной, замечательной, сладкой, беззаботной, разнообразной, очень хорошей - однообразной, скучной, неинтересной, очень плохой, не очень удачной, обыденной;

9 кл. (мальчики): насыщенной, хорошей, стремительной, счастливой, стандартной, нормальной, «малиной», отличной, развлечением, «бегом с препятствиями», «частью истории»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация