Как видно из таблицы большинство испытуемых ориентировано на прошлое и настоящее. Выраженность ориентации в настоящее прослеживается у 50% учащихся 11 классов, 30% учащихся 10-х классов и 40% учащихся 9-х классов. Выраженность ориентаций в прошлое наблюдается в 30% учащихся 9, 10, 11–х классов. В будущее в большей степени устремлены 40% учащихся 9-х классов.
Следующим этапом исследования стало проведение диагностики, направленной на определение навыков профессионального самоопределения с использованием методики Соломатиной.
Профессиональный выбор указали в:
- 9 кл. - 92% девочек и 87% мальчиков; всего 60% испытуемых;
- 11 кл. - 88% девушек и 71% юношей; всего 50% испытуемых.
Результат 9-х и 11-х классов, в целом, удовлетворительный. По данным результатам можно отметить, что учащиеся 11-х классов более целенаправленны. В 9-м классе по результатам содержательного анализа можно отметить недоверие к себе, к своим возможностям («я хотела бы быть другой», «если бы был увереннее» и др.), а, следовательно, и затруднения с профессиональным самоопределением.
Таблица 5. Указанные профессии (по методике 5)
9 класс |
11 класс | |
мальчики |
военный повар юрист связист программист ветеринар экономист автомеханик |
экономист менеджер медбрат управление персоналом военный врач |
девочки |
переводчик археолог врач продавец дизайнер дизайн рекламы программист менеджер |
переводчик экономист бухгалтер врач юрист парикмахер оператор ЭВМ секретарь-машинистка менеджер |
Из того, что нравится в выбранных профессиях, в основном, подростки указывали по одному признаку в соответствии с профессией: общение с людьми, пользование компьютером, путешествия, рисование, животные, готовить (еду), связь с электроникой и др. Либо отмечали большой отпуск, большие деньги, «видеть результаты работы» и др.
Не нравится в будущей профессии: график работы, риск, влияние компьютера на зрение, низкая заработная плата, жарко («повар»), влияние на здоровье, проблемы с налогами и др.
Необходимо отметить, что содержательный анализ материалов анкет показывает недостаточное знание детьми достоинств и недостатков выбранной профессии. Недостаточное знание достоинств и недостатков, трудностей той или иной профессии зачастую приводит в дальнейшем к разочарованиям, снижению учебной мотивации в вузе, «эмоциональному сгоранию».
Обратим внимание на качественные, эмоционально окрашенные характеристики каждого времени, которые можно выделить по методике Соломатиной.
Прошлое представлено следующим образом:
11 класс (М): светлое, веселое, хорошее, счастливое - неудачное, мрачное.
11 класс (Д) - веселое, увлекательное, хорошее, наивное, светлое.
9 класс, мальчики: хорошее, сказка, неплохое, хороший сон, счастливое время - жуткое, мутное, мрачное, страшное, плохое.
9 класс, девочки: счастливое, хорошее, интересное, веселое, радостное – «немного нехорошее», скучное, ужасное, «хуже, чем сейчас», темное.
Будущее описано так:
11 класс (М): светлое, интересное, лучше, чем настоящее, - туманное, смутное, непонятное;
11 класс (Д) - интересное, хорошее, «зависит от меня», прекрасное, сказочное, счастливое, «светлое, но тяжелое», далекое - страшное, трудное, «не очень хорошее».
9 класс, мальчики: «клеевое», светлое, фантастика, прекрасное, хорошее, обнадеживающее, отличное - плохое, страшный сон, страшное.
9 класс, девочки: хорошее, светлое, отличное, лучшее, интересное, «лучше, чем сейчас».
Настоящее содержит следующие характеристики:
11 кл. (мальчики): счастливой, интересной и экстремальной, «кривой линией», хорошей, прекрасной, разнообразной, прикольной, веселой – «абсолютно безрассудной», «не самой лучшей»;
11 класс (девочки): радостной, интересной, замечательной, сладкой, беззаботной, разнообразной, очень хорошей - однообразной, скучной, неинтересной, очень плохой, не очень удачной, обыденной;
9 кл. (мальчики): насыщенной, хорошей, стремительной, счастливой, стандартной, нормальной, «малиной», отличной, развлечением, «бегом с препятствиями», «частью истории»;