По проведенному обследованию, можно сделать следующие выводы: дети неоднородны по степени общительности. Часть (2 ребенка) легко устанавливают контакт, у 2 детей общение неустойчивое, 3 ребенка держались настороженно во время всего обследования.
У обследованных детей наблюдается недоразвитие ручной моторики. Выявлена несформированность фонематического восприятия, а также фонематического анализа и синтеза. Словарный запас качественно неполноценный. Недостаточная сформированность семантических полей. Грамматический строй речи нарушен (наблюдаются аграмматизмы). Детям малодоступны операции словоизменения и формообразования слов (по аналогии).
В таблице 2 даны результаты обследования состояния функций фонематического слуха умственно отсталых детей.
Таблица 2
Обследование состояния функций фонематического слуха (в баллах)
Дети |
Опознание форм |
Различение фонем, близких по способу и месту образования |
Повторение за логопедом слогового ряда |
Выделение исследуемого звука среди других |
Определение наличия звука в названии картинок |
Определение места звука в словах (начало, середина, конец) |
Раскладывание картинок в 2 ряда |
Владимир М. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Вера К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Сергей Б. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Павел М. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Оксана К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Саша Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кирилл С. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
где:
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
По данным таблицы 2 можно проследить, что у всех исследуемых детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Особую сложность представляют свистящие, шипящие, парные звонкие и глухие согласные звуки.
В таблице 3 представлены результаты обследования звукового анализа слов.
Таблица 3
Обследование звукового анализа слова
Содержание задания | ||||||
Определить количество звуков в словах |
Выделить последовательно каждый звук в слове |
Определить последний согласный звук в слове |
Выделить согласный звук из начала слова |
Сравнить слова по звуковому составу (мак, бак) |
Закончить слова | |
Владимир М. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Вера К. |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Сергей Б. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Павел М. |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Оксана К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Саша Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
Кирилл С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |