3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
В ходе обследования выявилось, что трудность для умственно отсталых детей представляют все виды языкового анализа.
Больше всего трудностей возникало при выполнении следующих заданий: определение количества звуков в словах, выделение последовательно каждого звука в слове, сравнение слов по звуковому составу (мак, бак).
У данной группы детей отмечается недифференцированность слухового восприятия, звукового анализа и синтеза и неправильное звукопроизношение, что свидетельствует о недостаточной готовности к овладению грамотой умственно отсталых детей.
Несформированность звуковой стороны речи выражается в следующем:
Замены звуков более простыми по артикуляции. Так, звонкие согласные заменяются глухими.
Например:
Владимир М. - замены (з - с: забор - «сабор»; г - к: гора - «кора»; д - т: дуб -«туб»).
Вера К. - замены (ж - ш: жаба - «шаба»; з - с: зима - «сима»; д - т: дорога -«торока»; г - к: гранат - «кранат»).
Сергей Б. - замены (д - т: дупло - «тупло»; з - с: зуб - «суб»; ж - ш: жара -«шара»).
Также заменяют звуки группы свистящих - шипящих, сонор:
Павел М. - с -ш (шесть - «шешть» ), з- ж (забота - «жабота»), р - л (рыба - «лыба»).
Оксана К. - ц- ч (цепь - «чепь»), щ - ч (щука - «чука»), р - л (рука - «лука»).
Кроме того, в случаях несформированности процесса дифференциации звуков, вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков ребенок произносит какой-то другой, неотчетливый звук, то есть происходит искажение.
Саша Л. - з - ж (зуб - «жуб»), ц - ч (цапля - «чапля»), р - л (рука - «лука»).
Павел М. - искажение [л] (межзубной).
Кроме того, у детей наблюдается искажение слоговой структуры слова, что указывает на недостаточную полноту слухового восприятия, на это указывает и затруднения детей при анализе звукового состава речи.
Особенно много ошибок при произнесении в многосложных словах и со стечением согласных.
Например:
Владимир М. - «клубника» - структура слова не нарушена;
«строительство» («стоительство») - нарушено, т.к. слово более сложное.
Павел М. - «сковорода» (не нарушена структура); «велосипедист» («велосипедис»).
Вера К. - «лекарство» (не нарушена); «парикмахерская» («паримахеская»).
Результаты обследования словарного запаса умственно отсталых детей представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты обследования активного словаря и понимания речи
Дети |
Обследование понимания номинативной стороны речи |
Обследование понимания предложений |
Обследование понимания грамматических форм |
Понимание речи |
Активный словарь |
Обследование слов, обозначающих предметы, их признаки |
Владимир М. |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
Вера К. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Сергей Б. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
Павел М. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
Оксана К. |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Саша Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Кирилл С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |