Таким образом, у умственно отсталых детей недостаточно сформирована готовность к обучению грамоте в связи с тем, что у них нарушены операции мышления, не сформирован фонематический анализ, который является одним из основных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы, а также недостаточно развит словарный запас и грамматический строй речи.
Умственно отсталые дети, как правило, свободно выделяют в словах только первый звук. Вычленение гласного, следующего за согласным, уже вызывает трудности. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков. Чаще всего дети могут определять последовательность звуков лишь в односложных словах без стечения согласных.
Умственно отсталым детям необходима всесторонняя помощь в подготовке к обучению грамоте и развитию высших психических функций. Они нуждаются в расширении кругозора, содержательном общении со взрослыми и сверстниками, обогащении жизненных впечатлений, стимулировании познавательного интереса.