3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок.
Анализируя результаты выполнения детьми заданий, можно выделить специфические особенности активного словаря: бедность, неточность по значению, недостаточность развития процессов обобщения. В словаре у умственно отсталых детей преобладают существительные с конкретным значением. Было отмечено отсутствие в речи слов обобщающего характера; бедность глагольной лексики (отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных, имеется лишь незначительное количество глаголов с приставками), редкое употребление слов, обозначающих признаки предмета.
У данной группы детей нарушение лексики проявляется в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, трудности актуализации словаря, несформированности структуры значения слова, нарушении процесса организации семантических полей.
Отмечается не понимание инверсионных и сравнительных конструкций; логико-грамматических отношений.
В таблице 5 представлены результаты обследования грамматического строя речи умственно отсталых детей.
Таблица 5
Результаты обследования грамматического строя
Дети |
Задания | ||||
Составление предложений |
Подстановка недостающего предлога |
Пересказ текста |
Рассказ из собственного опыта |
Словоизменение. Образование уменьшительной формы существительного | |
Владимир М. |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
Вера К. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Сергей Б. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Павел М. |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
Оксана К. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Саша Л. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Кирилл С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 балла – выполнил без ошибок;
2 балла – выполнил с небольшим количеством ошибок;
1 балл – выполнил с большим количеством ошибок;
0 баллов – не выполнил.
Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах. Недостаточно сформированные морфологические формы словоизменения и словообразования, синтаксические структуры предложения.
Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны; нарушена логическая последовательность, связь между отдельными частями.
Результаты исследования мышления и речи умственно отсталых детей показали, что ни один испытуемый не набрал 3 балла, т.е. ни у одного из умственно отсталых детей не выявлен высокий уровень развития мышления и речи. 1 (14%) из испытуемых набрал 2 балла, он сделал 5 ошибок, и его уровень развития мышления и речи можно охарактеризовать как средний; 6 (86%) испытуемых набрали только 1 балл, т.е. эти дети сделали в течение теста более 7 ошибок. Представим полученные результаты графически (рис. 1).
Рис. 1. Распределение группы умственно отсталых детей по уровню развития мышления и речи