Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Современное образование » Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Страница 2

Н.Н. Поддъяковым) и на основе современных дидактических принципов. В раннем возрасте ведущей деятельностью является игра. Игра имеет преимущество перед другими видами деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как даёт возможность детям проявить активность и самостоятельность, воображение, реализовать свои представления об окружающем. Играя, ребёнок получает возможность лучше понять и усвоить смысл человеческих действий и отношений, ориентироваться в предметных условиях. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, изучают растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых.

Отличительная особенность опыта:

В играх по сенсорному воспитанию выделялось два этапа:

1.Усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;

2.Усвоение ролевого поведения;

Использование игр с правилами – подвижные, дидактические, которые помогают детям лучше усваивать знания, закреплять навыки.

Стремление детей самим исследовать окружение с помощью анализаторов по принципу « Что вижу, то исследую».

Использование исследовательской деятельности в разных видах деятельности (ИЗО, лепке, конструированию).

Использование в работе игр, которые способствуют развитию восприятия и мышления, а так же формированию умения группировать по определённому соответствию в цвете, форме, величине.

Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, Фантазии, творчества.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия. (Янушко Е.А.). Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребёнка раннего возраста - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, в положении в пространстве. Сенсорное развитие, – направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени, зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее сенсорное развитие с одной стороны, имеет самостоятельное значение так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребёнка сначала в детском саду, затем в школе и для многих видов труда. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков). Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - влияет на развитие словарного запаса ребёнка; Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников – педагогов и психологов института дошкольного воспитания – А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиным. Это изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов выработанных обществом и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Так, в области формы, - это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), в области цвета – семь цветов спектра, белый и чёрный цвета. Усвоение представлений об этих разновидностях даёт возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта. Усвоить сенсорный эталон- это вовсе не значит научиться правильно, называть, то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное уметь пользоваться такими представлениями для анализа выделения свойств различных предметов в самых различных ситуациях. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация