Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Современное образование » Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Страница 3

Необходимо точно и полно воспринимать свойства предметов, ясно возникает перед ребёнком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребёнка. Такие условия для зрительного восприятия создаются главным образом в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании, а для слухового восприятия – в пении, выполнении движений под музыку, речевом общении. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Большое значение для умственного развития имеет правильно организованная среда: обдуманный подбор игрушек, подбор дидактических игр. В процессе умственного развития детей раннего возраста осуществляется сенсорное развитие, благодаря которому малодиффенцированные зрительные и слуховые впечатления сменяются предметным восприятием, открывающим ребёнку мир вещей и явлений. Ребёнок в жизни сталкивается многообразием форм, красок и других свойств, предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь, то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Поэтому педагоги – исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включить в обучение дошкольников разным видам деятельности. В этом направлении и развивалась дальнейшая разработка вопросов сенсорного воспитания в детском саду. Таким образом, основная задача ознакомления детей со свойствами предметов: - обеспечить накопление представлений о цвете, форме, величине предметов. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребёнок надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путём зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

Весь окружающий мир познаёт ребёнок с помощью органов чувств – зрение, слух, обоняние, осязание. Информация анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдаёт целостную картину. В то же врем умение анализировать признаки каждого предмета – вес, цвет, запах, вкус, позволяет ребёнку научиться классифицировать объекты по форме, размеру и соответственно называть их. Поэтому сенсорное развитие, которое заключается в умении воспринимать отдельные признаки предметов, неразрывно связано и является основой развития мышления и речи. Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых, успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста исходными явились теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности. Советский педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлечёнными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по её мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах. В раннем детстве ещё нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т.е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств. Накопление сенсорных представлений не может быть обеспеченно путём ознакомления ребёнка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый, и чёрный), пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), три разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребёнка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения. Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование чётких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький). В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено, прежде всего, выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети ещё не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идёт посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей усвоенными эталонами. Обучение должно включать формирование у детей обобщённых способов обследования многих качеств, служащих решению ряда сходных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация