Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Современное образование » Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Страница 6

Для этой игры использовала различные игрушки и предметы, которыми можно производить звуки (книжка, ложка). Дети сидели спиной, а я за ширмой производила шум и звуки различными предметами.

Задача детей была - догадаться, чем был произведён звук.

Игра « Тихо – громко»

Задача детей:

- Развивать умение менять силу голоса, говорить, то тихо, то громко.

Для этого подбирала игрушки разных размеров - большую и маленькую собачку, кошечку, игрушки, звук которых можно имитировать. Показывала детям двух собачек и говорила:

- Бежит большая собачка, громко лает ав-ав!

И тут же активизировал речь детей, и спрашивала, как громко лает собачка.

дети громко произносили лай собачки.

- А маленькая собачка лает тихо?

Дети произносят: тихо лай

Потом убирала собачек и говорит быть внимательными.

Если собачка побежит по дорожке большая, вы должны вспомнить, как лает большая собачка

( громко), а если маленькая, (тихо).

В своей работе, я пришла к выводу, что одно из необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие с родителями. Работая с родителями, провожу консультации по теме: « Развитие тактильной памяти на основе игр, используемых на занятиях». Им очень нравится участвовать в предложенных играх. Используемые мною на занятиях с детьми дидактические, подвижные игры я предлагала родителям в виде памяток – рекомендаций для закрепления дома. Использую разнообразные формы обобщённые темой: консультации, родительские собрания, анкетирования, видеоматериал, фотоматериал, информацию в родительских уголках. А как результат работы - активное участие родителей в изготовление игр и игровых пособий для детей. ( Приложения№2)

Обязанность любящих родителей приложить максимум усилий для того, чтобы сенсорное развитие ребёнка было полноценным. Что для этого нужно?

Основная задача – предоставить малышу самые разные предметы для исследования.

Для маленьких детей подойдут: яркие погремушки разнообразной формы, разноцветные кольца и шарики. После года задачи сенсорного развития усложняются. Дети постепенно начинают различать цвет, форму, и величину предметов. На данном этапе игрушки для сенсорного развития незаменимы. Красочные пирамидки помогут освоить ребёнку форму предметов, разноцветные карточки облегчат усвоение цветов, а разнообразные кубики и мячики помогут сориентироваться в мире объёмных фигур.

По результатам диагностики можно увидеть стойкую положительную динамику роста. Диагностика показала, что дети накопили чувственный опыт, практически научились обследовать окружающую их в группе предметную среду. Они сделали качественный скачок в своём психическом развитии. У них уже сформировались такие познавательные процессы, как непроизвольное внимание, предметное восприятие, значительно активизировалась активная речь. В процессе действия с предметами малыши накопили практический опыт, обширный словарный запас. Речь стала не только средством общения с взрослыми в различных ситуациях, но и средством познания окружающего мира. У детей стало активно развиваться мышление, воображение, появился интерес к содержательной стороне общения и явлениям окружающего мира. Они научились различать цвета, и использовать сопоставления объектов. Например, накладывание объектов друг на друга (в случае ознакомления с формой); прикладывания их друг другу с уравниванием по одной линии (при знакомстве с величиной); и, наконец, прикладывание вплотную (при распознавании цвета). Они познали свойства окружающего предметного мира (твёрдый - мягкий, лёгкий – тяжёлый, гладкий – шершавый). ( Приложение №4) Игра является универсальным способом сенсорного развития младших дошкольников, позволяя интегрировать решение специфических задач по сенсорики в процесс физического, умственного, нравственного психического развития детей, создавая атмосферу успешности, формируя позитивное отношение к процессу познания.

умственный сенсорный развитие ребенок

Воспитатель Ляшенко Ирина Викторовна в течение 5 лет работала над проблемой « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». Рассматривание данной проблемы было направлено на реализацию следующих направления работы воспитателя: - решения в ходе занятий по сенсорному развитию младших дошкольников не только задач по формированию основных мыслительных операций (интеллектуальное развитие), но достижение целей по физическому, нравственному воспитанию, используя такой ведущий вид деятельности дошкольников, как игру; - создания условий для соблюдения при этом основных дидактических принципов (доступность, наглядность, целесообразность, систематичность, преемственность, научность); - формирование единого воспитательного пространства « детский сад-семья» путём привлечения к сотрудничеству родителей воспитанников. Результатом теоретических исследований и практической деятельности явилось обобщение опыта работы педагога по теме: « Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность». Материал по обобщению опыта представлен как в виде теоретического обоснования, так и подборкой авторского практического материала. Теоретическая часть изложена последовательно: рассматривается актуальность данного материала и его практическая значимость. Выводы, сделанные педагогом, имеют под собой не только практическую, но и теоретическую базу. Ляшенко Ирина Викторовна взяла за основу идеи таких выдающихся педагогов и психологов, как Я.А. Каменский, Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, Е.И.Тихеева и др., методические рекомендации Н.П. Сакулиной. Воспитатель в своей деятельности руководствуется требованиями программы «Детство». Субъективная оценка педагогом результатов своих наблюдений находит отражение в объективных научных данных вышеназванных авторов. Ляшенко И.В. описаны все этапы работы по проблеме не только с точки зрения теории, но и с позиций практики дошкольной педагогики. Определяя программные задачи, педагог сразу же приводит схему их решения путём использования различных видов игр на занятиях, с учётом возрастных особенностей (в описании опыта изложены основные задачи для младшего дошкольного возраста). Завершает теоретическую часть представленной работы краткое рассмотрение особенностей и ожидаемые результаты педагогической деятельности по теме опыта. Таким образом, наряду с актуальностью, автором освещён и вопрос новизны представленных теоретических идей и методических разработок. К ним относятся: подборка оригинальных игр на развитие внимания, мышления, цветовосприятия; подборка игровых упражнений с предметами для формирования представлений об объёмных фигурах. Автором освещён вопрос создания единого развивающего, воспитательного пространства для дошкольников на основе развивающих игр при участии не только педагога, детей, но и родителей воспитанников. Несомненно, можно отнести к разряду методических находок представленные авторские разработки консультаций для родителей по вопросу преемственности в решении задач сенсорного развития ребёнка, сценарии родительских собраний. Творческое сочетание традиционных игровых материалов с оригинальным сюжетом игры - ещё один практически значимый элемент данного опыта. На основе выше изложенного можно сделать вывод, что в предложенной работе воспитателя Ляшенко Ирины Викторовны соблюдены все основополагающие педагогические принципы: научность, системность, целесообразность, практическая значимость и т.п. Таким образом, представленный материал по обобщению опыта можно считать новаторским, имеющим практическую значимость и являющимся актуальным в свете решения современных воспитательно-образовательных задач и обеспечения преемственности в деятельности дошкольного учреждения и семьи по сенсорному развитию младших дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Навигация