Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Современное образование » Сенсорное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность

Страница 4

Соотнесение, сличение объектов между собой как раз и является обобщённым способом, формирующимся на этапе раннего детства и позволяющим успешно решать определённый круг задач на различение цвета, формы, величины. Поскольку в раннем детстве ещё не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать запоминания названий отдельных цветов, форм. Принципы системы сенсорного воспитания требуют также усвоения детьми» сигнального значения» свойств предметов, с которыми они знакомятся. Можно ли это реализовать на этапе раннего детства при накоплении сенсорных представлений? Следовательно, дети раннего возраста уже могут воспринимать форму, цвет как признаки предметов, их специфических качеств. Конечно, от этого ещё далеко до усвоения « сигнального значения», при котором изменение цвета, формы связывается с закономерными изменениями других, скрытых качеств предметов. Но это можно считать первым шагом к такому усвоению. Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учёт цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывание предметов на две группы, размещение вкладок в гнёзда, втыкание грибков-втулочек в отверстия доски. Например, уже на третьем году жизни детей можно научит наносить цветовые пятна, передающие специфику определённых предметов и явлений («огоньки», « следы на дорожке», и т.д.) вполне возможно использовать цветную мозаику. При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приёмам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, это внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам. Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях. На протяжении дошкольного детства полезно играть с детьми в игры. Значительная часть игр - посвящена актуальному для дошкольного возраста сенсорному воспитанию. Особенно важно такое воспитание в младшем дошкольном возрасте, когда ребёнок ещё не выделяет и не осознаёт отличительные качества окружающих предметов. Предлагаемые игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребёнок учится различным приёмам зрительного, слухового и осязательного обследования. Помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествами обозначать соответствующим словам. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка - познавательных, эстетических, для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. В играх на внимание ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребёнка, ни выполнение им заданий взрослого. Задача « быть внимательным» становится понятной и актуальной для ребёнка. Для того чтобы своевременно развивать у детей определённые качества внимания – целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность и способность управлять им, нужны специальные игры, такие, где эта задача стоит в центре деятельности воспитателя и ребёнка. В играх, развивающих память, младшие дошкольники учатся устанавливать связь между предметами. Память – необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной. Без участия памяти ребёнок не может ни играть, ни разговаривать, ни обращаться с предметами. Однако не у всех детей одинаково хорошо развита память. Многие взрослые считают. Что хорошая или плохая память дана ребёнку от рождения. Но это вовсе не так. Ребёнок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребёнок, под влиянием общения и совместной деятельности с взрослыми. ( Приложение№6) В играх на развитие мышления и речи специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребёнку учиться передавать свою мысль движением и связной речью. Игры настоящего раздела нацелены на то, чтобы развивать эти процессы в необходимом единстве. Развитие речи ребёнка идёт по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции. И расширение активного словаря, и развитие связной речи, т.е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. ( Приложение№7)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация