В играх на развивающие целенаправленное восприятие цвета помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Эти игры содержат два типа обучающих задач: - Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов; - Задачи на правильное называние цветов. ( Приложение №8) Для реализации данных принципов я разработала дидактические игры для сенсорного развития детей. ( Приложение№9) Для развития зрительного восприятия я использую мозаики, рамки- вкладыши. В повседневной жизни для самостоятельной деятельности предлагаю детям дидактические игры на закрепление цвета: « Собери бусы», « Разноцветные колечки», « Цветное лото», « Собери капельки» ,«Волшебный клубочек». Дидактическая игра №1 « Волшебный клубочек» - намотать на шар весь шнурок до конца так, чтобы он с него не соскочил. Можно играть парами, победит тот, кто быстрее справиться с задачей. Дидактическая игра №2 « Собери капельки» - дети должны были разложить капельки по цвету в стаканчики такого же цвета, проговаривая всё вслух. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали свои умозаключения, сравнивая цвета. Постоянно использовала разнообразный дидактический материал. Но все, же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игру сюжетного содержания. « Помоги козляткам спрятаться от волка» - цель, которой научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой набор рамок – домиков из красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. На домиках приклеены окошечки с козлятками. Перед детьми ставила задачу: закрыть окошечко дверцей тождественного цвета. Игра понравилось малышам, они правильно подбирали дверцу по цветовому признаку. Спешили закрыть окошечко козлёночка от волка. Для других детей задания в дидактических играх усложняла. Некоторые дети легко справлялись с такой игрой, как «сыр и мыши» - где нужно подобрать по цвету хвостики мышек и тарелочку ( мышка с зелёным хвостиком , кушает сыр на зелёной тарелочке.).
Детям интересно играть в подвижные игры. ( Приложение №10) « Найти домик зайчика ». - Провести исследовательскую работу, узнать, где и какого цвета домик зайчика. Если и ошибались, то другие старались сразу же исправить, подсказать, воспитатель ставит так вопрос, чтобы ребёнок мог сам догадаться. Игра всегда проходит с хорошей активностью и эмоциональным подъёмом. Интересные задания выполняли с детьми на мини - фланелеграфе. Побуждала детей к действиям с различными фигурами – « выложить дорожку – ниточку», «шнурочек по которой пройдёт матрёшка в красном сарафане. Фигуры раскладываю, поясняя свои действия: « сделай дорожку из фигур, делаю дорожку и комментирую, что вот получилась, какая прямая, длинная, зелёного цвета дорожка. По ней пройдёт сейчас матрешка, и показываю, как идёт матрёшка. Игры привлекают детей. - Возьми матрёшку, и покажи, как она пойдёт по дорожке зелёного цвета. Цель этой игры – Закреплять знания о цвете, величин предметов. - « Большая и маленькая собачка»; - « Одень кукол- куклы разного размера и соответственная одежда для них»; - « Соберём грибы - большие, маленькие»; - « Накормим мишек кашей - медведи и посуда разного размера»; - « Собери пирамидку»; - « Построй башенку». При уборке строительного материала привлекала детей тоже через игру. Некоторым детям нравилось раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, а другим сортировать строительный материал по цвету. Мною были подобраны игры с предметами. Показывая, парные предметы отличающиеся друг от друга по величине, я давала следующие задания детям: - « Где большой мячик?» - « Где маленький мячик?» - « Принеси мне большого мишку?» - «Принеси мне маленького мишку?» - « Одень маленькую куклу?». Работая над развитием осязательных ощущений детей, я ставила перед собой задачу не только обогащать их чувственный опыт, но и развивать способность дифференциации, то есть умение сравнивать их с образцами знакомых предметов. Так же, я старалась подбирать игры, цель которых – открыть для детей особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чём-то важном в этих играх дети учатся различать « звучания» знакомых предметов, голоса животных и людей. Игра « Кто, что услышит?» Ставила перед детьми ширму и звенела в колокольчик, стучала в барабан, бубен, играла на дудочке. Задача детей была - отгадать, каким предметом был произведён звук. Игра « Узнай по звуку предмет?»