«ч» − чайник, качели, мяч
«щ» − щука, овощи, плащ
«л» − лампа, балалайка, дятел
«ль» − лимон, пальма, фасоль
«р» − ракета, картошка, комар
«рь» − репка, карета, дверь
2) Дифференцированные звуки через сколько дней всходит фасоль
крыша − крыса
ужи − усы
жук − сук
нос − нож
мишка − миска
вещи − весы
3) Артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки:
лак — рак
игра — игла
лис — рис
ложки — рожки
колобок — коробок
юла — Юра
4) Артикуляторно и акустически близкие звуки, например:
лиса — лица
коза — коса
кочка — кошка
лужи — лучи
ужи — уши
2. Исследование активного словаря
Цель − исследование словарного запаса, а также умения подбирать обобщающие слова, синонимы и антонимы.
а) Знание конкретных понятий.
Инструкция: «Назови, какие фрукты (мебель, транспорт, посуда, …) ты знаешь».
б) Знание обобщающих слов.
Инструкция: «Назови одним словом».
Слова для предъявления:
− липа, береза, осина, сосна, дуб;
− корова, собака, овца, лошадь, кролик;
− молоток, рубанок, пила, топор.
в) Название частей целого.
Инструкция: «Назови части, из которых состоит этот предмет».
Слова для предъявления:
дерево, дом, гриб, лев, чайник, человек, книга, птица.
г) Умение называть предмет по предъявленному действию
Инструкция: «Подбери предмет к действию».
− Что гремит?
− Что плывет?
− Что сверкает?
− Что дует?
− Что метет?
− Что горит?
д) Умение называть действие по предъявленному предмету
Инструкция: «Скажи, кто что делает».
Врач, змея, кузнечики, собака, тракторист, учитель.
е) Умение подбирать признаки к предмету
Инструкция: «Я назову предмет, а ты опиши, какой он».
Лимон, дом, море, телевизор, ночь, песня, весна, конфета, собака, цветок.
ж) Умение подбирать антонимы
Подбор антонимов.
Инструкция: «Назови слово с противоположным значением».
Большой, длинный, впереди, загадка, плохо, добрый, высоко, старый, смеяться.
з) Умение подбирать синонимы
Инструкция: «Назови близкие по смыслу слова к слову…».
Труд, грустный, смотреть, думать.
3. Исследование грамматического строя речи
1. Словоизменение
а) Умение употреблять существительное в различных падежных формах
Инструкция: «Посмотри на картинку и закончи предложение».
− Маша ест варенье из (клубника).
− Бабушка дала внучке (груша).
− Березки склонились от (ветер).
− На лугу много (кони).
− В городе много (трамвай).
б) Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Инструкция: «Назови то, что увидишь на первой и второй картинках».
Материалом исследования служат картинки (одна и много):
-ы |
-а |
Беглая гласная |
стол – столы коза – козы лиса – лисы овца – овцы -и |
дупло – дупла окно – окна гнездо – гнезда кресло – кресла -я |
лоб – лбы пень – пни рот – рты ветер – ветры -ов-, -ер-, -ес-, -ен- |
мяч – мячи петух – петухи индюк – индюки нож – ножи лошадь – лошади |
море – моря поле – поля тополь – тополя учитель – учителя соболь – соболя |
чудо – чудеса небо – небеса дочь – дочери сын – сыновья знамя – знамена |
Супплетивная основа |
-ья, -ьи |
Чередующаяся согласная |
человек – люди, ребенок – дети |
стул – стулья кол – колья платье – платья воробей – воробьи |
сук – сучья друг – друзья ухо – уши зайчонок – зайчата |
в) Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов: в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около