Разработка коррекционной программы для детей с ОНР

Страница 6

«ч» − чайник, качели, мяч

«щ» − щука, овощи, плащ

«л» − лампа, балалайка, дятел

«ль» − лимон, пальма, фасоль

«р» − ракета, картошка, комар

«рь» − репка, карета, дверь

2) Дифференцированные звуки через сколько дней всходит фасоль

крыша − крыса

ужи − усы

жук − сук

нос − нож

мишка − миска

вещи − весы

3) Артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки:

лак — рак

игра — игла

лис — рис

ложки — рожки

колобок — коробок

юла — Юра

4) Артикуляторно и акустически близкие звуки, например:

лиса — лица

коза — коса

кочка — кошка

лужи — лучи

ужи — уши

2. Исследование активного словаря

Цель − исследование словарного запаса, а также умения подбирать обобщающие слова, синонимы и антонимы.

а) Знание конкретных понятий.

Инструкция: «Назови, какие фрукты (мебель, транспорт, посуда, …) ты знаешь».

б) Знание обобщающих слов.

Инструкция: «Назови одним словом».

Слова для предъявления:

− липа, береза, осина, сосна, дуб;

− корова, собака, овца, лошадь, кролик;

− молоток, рубанок, пила, топор.

в) Название частей целого.

Инструкция: «Назови части, из которых состоит этот предмет».

Слова для предъявления:

дерево, дом, гриб, лев, чайник, человек, книга, птица.

г) Умение называть предмет по предъявленному действию

Инструкция: «Подбери предмет к действию».

− Что гремит?

− Что плывет?

− Что сверкает?

− Что дует?

− Что метет?

− Что горит?

д) Умение называть действие по предъявленному предмету

Инструкция: «Скажи, кто что делает».

Врач, змея, кузнечики, собака, тракторист, учитель.

е) Умение подбирать признаки к предмету

Инструкция: «Я назову предмет, а ты опиши, какой он».

Лимон, дом, море, телевизор, ночь, песня, весна, конфета, собака, цветок.

ж) Умение подбирать антонимы

Подбор антонимов.

Инструкция: «Назови слово с противоположным значением».

Большой, длинный, впереди, загадка, плохо, добрый, высоко, старый, смеяться.

з) Умение подбирать синонимы

Инструкция: «Назови близкие по смыслу слова к слову…».

Труд, грустный, смотреть, думать.

3. Исследование грамматического строя речи

1. Словоизменение

а) Умение употреблять существительное в различных падежных формах

Инструкция: «Посмотри на картинку и закончи предложение».

− Маша ест варенье из (клубника).

− Бабушка дала внучке (груша).

− Березки склонились от (ветер).

− На лугу много (кони).

− В городе много (трамвай).

б) Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Инструкция: «Назови то, что увидишь на первой и второй картинках».

Материалом исследования служат картинки (одна и много):

Беглая гласная

стол – столы

коза – козы

лиса – лисы

овца – овцы

дупло – дупла

окно – окна

гнездо – гнезда

кресло – кресла

лоб – лбы

пень – пни

рот – рты

ветер – ветры

-ов-, -ер-, -ес-, -ен-

мяч – мячи

петух – петухи

индюк – индюки

нож – ножи

лошадь – лошади

море – моря

поле – поля

тополь – тополя

учитель – учителя

соболь – соболя

чудо – чудеса

небо – небеса

дочь – дочери

сын – сыновья

знамя – знамена

Супплетивная основа

-ья, -ьи

Чередующаяся согласная

человек – люди,

ребенок – дети

стул – стулья

кол – колья

платье – платья

воробей – воробьи

сук – сучья

друг – друзья

ухо – уши

зайчонок – зайчата

в) Умение употреблять предложно-падежные конструкции с использованием предлогов: в, на, по, под, за, к, из, от, со, с, между, через, из-за, из-под, около

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация