Разработка коррекционной программы для детей с ОНР

Страница 9

Второй год обучения (60 часов).

II этап. Развитие лексико-грамматической стороны речи

3 период. Формирование грамматического строя речи (40 часов).

Состав слова. Словообразование (6 часов). Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

Части речи. Согласование и управление (24 часа). Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам. Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.

Предложение (10 часов). Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. 4 период. Уточнение и расширение лексического запаса (не имеет расчасовки, планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи). Тематическая активизация и обогащение словаря. Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

Семантика слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Переносный смысл слов.

Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений.

Схема предложения.

III этап. Развитие связной речи

5 период. Формирование полноценной самостоятельной речи (20 часов)

Уточнение представлений о тексте (2 часа). Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

Анализ текста (6 часов). Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

Построение самостоятельного связного высказывания (12 часов). Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

К концу первого года коррекционной работы обучающиеся должны знать:

· строение артикуляционного аппарата;

· акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;

· о значении правильного дыхания;

· основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

Обучающиеся должны уметь:

· называть отличия гласных и согласных звуков;

· правильно обозначать звуки буквами;

· производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

· дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;

· определять место ударения в слове;

· правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

· Четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;

·

· К концу второго года коррекционной работы обучающиеся должны знать:

· значения многих лексических единиц;

· правила связи слов в предложении;

· основные грамматические термины: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

Обучающиеся должны уметь:

· быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;

· пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;

· осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;

· анализировать речь (на уровне текста, предложения);

· пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

· грамматически правильно связывать слова в предложении;

· составлять текст на определенную тему;

· использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Навигация