Инструкция: «Скажи, что я сделала».
Экспериментатор производит действия, а ребенок должен их назвать.
Достала ручку из пенала, положила ручку на стол, взяла ручку со стола, положила ручку под стол, вытащила ручку из-под стола.
г) Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.
Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».
Голубой круг, голубое платье, голубая лента, голубые шары.
д) Умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи:
а) Кто что делал утром?
б) Что делали вчера .?»
а) Кошка, кот, котята (спать),
б) Море, река, ручьи (шуметь).
е) Умение образовывать форму существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция 1: «Один − дом, а если их много, то это − .»
Инструкция 2: «Один − дом, а много … чего?»
Слова для предъявления:
стол, апельсин, бабочка, белка, платье, палец, лицо.
ж) Умение согласовывать существительное с числительным.
Инструкция: «Скажи, что нарисовано на картинке».
1 дом, 2 дома, 5 домов; 1 книга, 2 книги, 5 книг; 1 окно, 2 окна, 5 окон.
2. Словообразование.
а) Образование названий профессий женского рода.
Инструкция: «Ткач − мужчина, а как назвать женщину?»
Слова для предъявления:
Повар, портной, учитель, продавец, воспитатель.
б) Образование слов −названий детенышей.
Инструкция: «У кошки − котенок, а у .»
Коза, волк, утка, лев, лиса, белка, корова, овца.
в) Образование относительных прилагательных от существительных.
Инструкция: «Сумка сделана из кожи, значит, она … какая?»
Стол из дерева, шляпка из соломы, бутылка из стекла, лист дуба, горка изо льда, шишка ели.
г) Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Инструкция: «Лапа собаки − это чья лапа?»
Усы кошки, грива льва, хвост лисы, уши зайца, голова белки, лапа медведя.
д) Образование качественных прилагательных от существительных.
Инструкция: «Человек ленится, значит, он … какой?»
(Тяжесть) сумка, (зелень) трава, (красота) платье, (высь) гора, (добро) человек, (сила) спортсмен, (молодость) береза, (ум) ребенок.
е) Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Инструкция: «Назови предметы ласково».
Мяч, лоб, щеки, брови, кресло, одеяло, диван, воробей, лиса, красивый, хороший, прекрасный.
ж) Образование глаголов при помощи приставок.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик».
Входит в дом, выходит из дома, подходит к дому, отходит от дома, обходит вокруг дома, переходит через дорогу.
4. Исследование языкового анализа и синтеза
1. Анализ состава предложения.
а) Умение определять последовательность и количество слов в предложении.
Инструкция: «Назови слова по порядку и сосчитай, сколько слов в предложении».
День был теплый.
Над водой летали чайки.
Зимой в поле уныло воет ветер.
По морю плывет большой корабль.
б) Умение составлять предложений из слов.
Инструкция: «Я назову слова, а ты составь из них предложение».
− мальчик, рисовать, корабль
− Саша, дать, собака, большая, кость
− девочка, читать, книжка
− Петя, купить, шар, красный, мама
− сидеть, птичка, на, ветка
Оценка выполнения:
2. Слоговой анализ и синтез.
а) Умение выделять слог на фоне целого слова.
Инструкция: «Если услышишь в слове слог . , хлопни в ладоши».
СИ: осина, коса, сено, сито;
БА: белка, собака, палка, забор, башня, кабан.
б) Умение определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Сосчитай, сколько слогов в слове».
Банка, картина, яблоко, очки, тракторист, аистенок, страх.
в) Умение составлять слова из слогов.
Инструкция: «Составь слова из слогов».
− [руч], [ка]
− [ран], [даш], [къ]
− [вал], [чи], [ца]
− [въ], [скъ], [да], [ра]
− [куз], [н’э], [чи], [к’и]
Оценка выполнения:
3. Фонематический анализ и синтез.
а) Выделение звука на фоне слова.
Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук . в слове».
− [ м ] − дерево, мыло, рак, дом, кошка, лампа.
− [ п ] − корень, палка, лампа, салат, тюльпан, карандаш, сапог.