Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Современное образование » Мониторинг учебных достижений учащихся по биологии в 6 классе » Способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся по биологии

Страница 7

Б. Вопросы и задания, направленные на описание объектов, явлений, процессов.

Пример. Опишите процесс энергетического обмена в клетке по следующему плану: 1) название этапа; 2) условия; 3) место протекания процесса; 4) превращения веществ; 5) превращения энергии.

В. Вопросы, направленные на анализ биологических объектов.

Примеры. Из каких частей состоит побег? Почему земноводные получили такое название?

Г. Вопросы и задания, направленные на сравнение объектов или явлений.

Примеры. В чем отличия между: а) вегетативной и генеративной почками? В чем сходство и различие наружного и внутреннего способов оплодотворения? Объясните, в чем заключаются различия внешнего и внутреннего (тканевого) дыхания. Заполните табл. 3.

Таблица 3. Формы борьбы за существование

Название форм борьбы за существование

Характеристика форм борьбы за существование

Примеры

Д. Вопросы и задания, направленные на вскрытие причинно-следственных связей (детерминизм).

Примеры: Какую функцию выполняют ворсинки в тонком кишечнике человека? Обоснуйте принцип, провозглашенный Р. Вирховым: «Каждая клетка – от клетки».

Е. Вопросы и задания на обобщение знаний.

Примеры: Перечислите общие черты одноклеточных животных. Какие насекомые одомашнены человеком? Заполните табл. 4

Таблица 4. Класс земноводные. Лягушка

Приспособления к жизни в воде

Приспособления к жизни на суше

Ж. Вопросы и задания на выдвижение и защиту гипотез.

Примеры. Докажите, что кочан капусты – это гигантская почка. Можно ли считать митохондрии видоизмененными прокариотическими организмами? Ответ поясните.

Вопросы и задания к зачетному занятию

При подборе вопросов и заданий к зачету необходимо учитывать, что контроль будет производиться по наиболее значимому учебному материалу. Комплекс вопросов и заданий должен выявить умения учащихся анализировать, сравнивать, вскрывать причинно-следственные связи, конкретизировать, обобщать, устанавливать внутри- и межпредметные связи, связи теории с практикой, систематизировать и переосмысливать учебную информацию.

Пример. Вопросы и задания к зачетному занятию по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»: Что такое клеточный цикл? Как клетка готовится к делению? В чём состоит биологическая роль бесполого размножения в эволюции живого? Составьте схему полового и бесполого размножения. Назовите достоинства и недостатки бесполого размножения. Каков биологический смысл митоза? Опишите последовательность фаз митоза. Охарактеризуйте строение яйцеклетки и сперматозоида. Каков биологический смысл мейоза? Опишите последовательность фаз мейоза. В чем отличия сперматогенеза от овогенеза? Дайте определение оплодотворению. В чем отличия зиготы от яйцеклетки? Как происходит эмбриональное развитие животного (на примере ланцетника)? Какие первичные ткани и органы развиваются из экто-, энто- и мезодермы? Подумайте, какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие эмбриона? Какое влияние оказывают наркотические вещества на эмбриональное развитие человека? Перечислите этапы постэмбрионального развития человека.

Примеры:

1. Заполните табл. 5.

Таблица 5. Сравнительная характеристика растений и животных

Общие признаки растений и животных

Отличительные признаки животных

Программированные задания.

Они выстраиваются в определенной логической последовательности и обрабатываются матричным способом. Жестких шаблонов и стандартов для их оформления нет.

Примеры: В чем заключается механизм двойного дыхания у птиц? Почему вредно жевать жевательную резинку более 15 мин? Назовите отличительные признаки: а) роста и развития; б) онтогенеза и филогенеза.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Навигация