Б. Вопросы и задания, направленные на описание объектов, явлений, процессов.
Пример. Опишите процесс энергетического обмена в клетке по следующему плану: 1) название этапа; 2) условия; 3) место протекания процесса; 4) превращения веществ; 5) превращения энергии.
В. Вопросы, направленные на анализ биологических объектов.
Примеры. Из каких частей состоит побег? Почему земноводные получили такое название?
Г. Вопросы и задания, направленные на сравнение объектов или явлений.
Примеры. В чем отличия между: а) вегетативной и генеративной почками? В чем сходство и различие наружного и внутреннего способов оплодотворения? Объясните, в чем заключаются различия внешнего и внутреннего (тканевого) дыхания. Заполните табл. 3.
Таблица 3. Формы борьбы за существование
Название форм борьбы за существование |
Характеристика форм борьбы за существование |
Примеры |
Д. Вопросы и задания, направленные на вскрытие причинно-следственных связей (детерминизм).
Примеры: Какую функцию выполняют ворсинки в тонком кишечнике человека? Обоснуйте принцип, провозглашенный Р. Вирховым: «Каждая клетка – от клетки».
Е. Вопросы и задания на обобщение знаний.
Примеры: Перечислите общие черты одноклеточных животных. Какие насекомые одомашнены человеком? Заполните табл. 4
Таблица 4. Класс земноводные. Лягушка
Приспособления к жизни в воде |
Приспособления к жизни на суше |
Ж. Вопросы и задания на выдвижение и защиту гипотез.
Примеры. Докажите, что кочан капусты – это гигантская почка. Можно ли считать митохондрии видоизмененными прокариотическими организмами? Ответ поясните.
Вопросы и задания к зачетному занятию
При подборе вопросов и заданий к зачету необходимо учитывать, что контроль будет производиться по наиболее значимому учебному материалу. Комплекс вопросов и заданий должен выявить умения учащихся анализировать, сравнивать, вскрывать причинно-следственные связи, конкретизировать, обобщать, устанавливать внутри- и межпредметные связи, связи теории с практикой, систематизировать и переосмысливать учебную информацию.
Пример. Вопросы и задания к зачетному занятию по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»: Что такое клеточный цикл? Как клетка готовится к делению? В чём состоит биологическая роль бесполого размножения в эволюции живого? Составьте схему полового и бесполого размножения. Назовите достоинства и недостатки бесполого размножения. Каков биологический смысл митоза? Опишите последовательность фаз митоза. Охарактеризуйте строение яйцеклетки и сперматозоида. Каков биологический смысл мейоза? Опишите последовательность фаз мейоза. В чем отличия сперматогенеза от овогенеза? Дайте определение оплодотворению. В чем отличия зиготы от яйцеклетки? Как происходит эмбриональное развитие животного (на примере ланцетника)? Какие первичные ткани и органы развиваются из экто-, энто- и мезодермы? Подумайте, какие факторы оказывают наибольшее влияние на развитие эмбриона? Какое влияние оказывают наркотические вещества на эмбриональное развитие человека? Перечислите этапы постэмбрионального развития человека.
Примеры:
1. Заполните табл. 5.
Таблица 5. Сравнительная характеристика растений и животных
Общие признаки растений и животных |
Отличительные признаки животных |
Программированные задания.
Они выстраиваются в определенной логической последовательности и обрабатываются матричным способом. Жестких шаблонов и стандартов для их оформления нет.
Примеры: В чем заключается механизм двойного дыхания у птиц? Почему вредно жевать жевательную резинку более 15 мин? Назовите отличительные признаки: а) роста и развития; б) онтогенеза и филогенеза.