1) корень; 2) лист; 3) цветок; 4) стебель.
20. К покрытосеменным растениям относят:
1) папоротник; 2) сосну; 3) можжевельник; 4) липу.
II вариант
1. Плод – это:
1) генеративный видоизмененный побег;
2) осевой вегетативный подземный орган, не имеющий листьев;
3) орган размножения, образующийся при разрастании завязи или других частей цветка, содержит семена.
2. Главный корень образуется:
1) на боковых корнях; 3) из зародышевого корешка;
2) на придаточных корнях; 4) на нижней части стебля.
3. Сидячий лист:
1) не имеет черешка; 3) имеет черешок;
2)имеет одну листовую пластинку; 4)имеет несколько листовых пластинок
4. У картофеля крахмал запасается в:
1) корнеплодах; 2) сердцевине; 3) клубнях; 4) листьях.
5. Вода и минеральные вещества транспортируются в стебле:
1) по ситовидным трубкам; 3) по лубяным волокнам;
2) по сосудам древесины; 4) по коре.
6. Фотосинтез происходит:
1) только на свету; 2) в темноте; 3) только осенью; 4) только ночью.
7. Углекислый газ необходим растению для:
1) дыхания; 2) фотосинтеза; 3) размножения; 4) поглощения воды.
8. Благодаря испарению воды растение:
1) создает органические вещества; 3) растет;
2) размножается; 4) охлаждается.
9. Больше влаги испаряется с поверхности листьев:
1) крупных; 3) мелких;
2) видоизмененных в колючки; 4) покрытых восковым налетом.
10. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы:
1) с цветка одного растения на цветки другого растения;
2) с одного цветка на другие цветки в пределах одного растения;
3) как с одного цветка на другой цветок в пределах одного растения, так и на цветки других растений этого же вида.
11. Чтобы выяснить, требуется ли семенам воздух, нужно:
1) поместить семена в два сосуда и оставить сухими;
2) поместить семена в сосуде за окно;
3) поместить семена в два сосуда, в одном залить их сырой водой, в другом– кипяченой водой.
12. Растения, опыляемые насекомыми:
1) не имеют окрашенных цветков; 3) не имеют запаха.
2) имеют нектарники;
13. Для посева отбирают крупные семена, так как у них:
1) больше питательных веществ; 3) крупные зародыши;
2) толще семенная кожура; 4) больше зародышей.
14. Чтобы выяснить, нужна ли вода для прорастания семян:
1) оставить семена в одном сосуде сухими, а в другом – смоченными;
2) поместить семена в кипяченую воду;
3) смочить семена и поставить в теплое место;
4) оставить семена сухими и поместить в освещенное место.
15. Процесс поглощения из почвы воды и минеральных веществ, а из воздуха –углекислого газа:
1) питание; 3) опыление;
2) дыхание; 4) газообмен.
16. Наиболее крупная систематическая единица:
1) класс; 2) род; 3) семейство; 4) вид.
17. Растения делятся на однодольные и двудольные в зависимости от количества:
1) зародышевых почек; 3) зародышей;
2) эндосперма; 4) семядолей.
18. Зона корня, характеризующаяся полностью зрелыми тканями:
1) зона роста; 3) зона проведения;
2) зона деления; 4) зона всасывания.
19. Орган фотосинтеза, испарения и газообмена:
1) корень; 2) лист; 3) цветок; 4) стебель.
20. Яблоню относят к покрытосеменным растениям, так как у неё:
1) цветы и плоды; 2) стебли; 3) листья; 4) корни.
Одним из пунктов общеучебных умений учащихся по биологии в 6 классе является работа с рабочей тетрадью.
Тетрадь, в которой учащиеся выполняют письменные и графические работы, содержит в себе много информации. По ней можно судить о деятельности ученика и учителя на уроках и в домашних условиях. Объем и разносторонность знаний, умений применять знания на практике. Тетрадь отражает некоторые черты характера её владельца – опрятность, аккуратность, исполнительность, бережливость и другие качества ребенка.
При проверке работы с рабочей тетрадью учащихся по биологии в 6 классе учитывались критерии умений (таблица 11). [27]
Таблица 11. Уровни и критерии умений работы с рабочей тетрадью
Уровень умений работы с рабочей тетрадью |
Балл |
Критерии умений работы с тетрадью |
Высокий |
«5» |
Учащийся должен: -соблюдать основные требования к ведению и оформлению рабочей тетради; - работать с инструктивной карточкой; - быстро ориентироваться в своей тетради с помощью условных обозначений; - правильно, своевременно, осмысленно и аккуратно переносить все в тетрадь во время объяснения учителя; - разгадывать и составлять кроссворды; - работать с дополнительной литературой; – осмысленно перерабатывать получаемую информацию и записывать в виде графического изображения и схем; - работать по своей системе знаков для дальнейшего воспроизведения информации; -оформлять словарик биологических терминов; - эстетически оформлять работы. |
Средний |
«4» |
Учащийся должен: - соблюдать основные требования к ведению и оформлению рабочей тетради; - быстро ориентироваться в своей тетради с помощью условных обозначений; - правильно, своевременно, осмысленно и аккуратно переносить все в тетрадь во время объяснения учителя; – осмысленно перерабатывать получаемую информацию и записывать в виде графического изображения и схем; - работать по своей системе знаков для дальнейшего воспроизведения информации; -оформлять словарик биологических терминов; - эстетически оформлять работы. |
Низкий |
«3» |
Учащийся должен: - соблюдать основные требования к ведению и оформлению рабочей тетради; - быстро ориентироваться в своей тетради с помощью условных обозначений; - правильно, своевременно, осмысленно и аккуратно переносить все в тетрадь во время объяснения учителя; – работать по своей системе знаков для дальнейшего воспроизведения информации; -оформлять словарик биологических терминов; |