1. Объем усвоенных знаний и его соответствие требованиям учебной программы (его можно измерять количеством правильных ответов в контрольной работе или беседе).
2. Коэффициент усвоения знаний учащимися.
3. Правильность и ясное понимание содержания материала. Под правильностью понимают отсутствие ошибок и искажений в формулировках определений понятий при выполнении заданий и в ответах на вопросы
4. Скорость усвоения учебной информации.
5. Прочность – это сохранение знаний во времени и их воспроизводимость в необходимых случаях. Прочность является результатом запоминания, сохранения полного, обобщенного и системного знания.
6. Полнота– это передача всех существенных признаков, сторон изученного понятия, правила и т.д.
Качественные критерии невозможно измерить в интервальной шкале, но посредством этих критериев можно анализировать наиболее существенные свойства результатов усвоения.
За счет отсутствия интервальной шкалы качественных критериев выполненная учащимся контрольная работа может оцениваться педагогами по-разному. Опытный учитель умышленно может занизить оценку и тем самым заставить работать разленившегося способного учащегося. Напротив, завышенная оценка (как разновидность оценки поддерживающей, вдохновляющей, щадящей) может быть тактично и своевременно поставлена слабоуспевающему, но прилежному и трудолюбивому учащемуся.
К качественным критериям, составляющим устойчивую, постоянную, выявляющую сущность характеристики оценки результатов, можно отнести:
1. Уровень знания учебного материала, т.е. знание объекта на основе его существенных признаков.
Глубина– совокупность осознанных существенных связей между изучаемыми и соотносимыми явлениями.
Точность – степень точного соответствия требуемому учебному материалу.
2. Уровень понимания функциональной зависимости между изученными знаниями.
Сознательность – рассматривается как отражение знаний в сознании учащихся в их взаимосвязи; умение их обобщать, накапливать.
Систематичность – осознание иерархии и последовательности некоторой совокупности знаний.
Системность – характеризует результат воспроизведения учащимися сущности связей и отношений двух или более объектов изучения, т.е. целостность их организации и функционирования, а также понимание значения, признаков, черт, частей одного и того же объекта.
3. Уровень овладения учебным материалом – умения учащихся фактически использовать усвоенные знания.
Мобильность – это применение учащимися имеющихся знаний в знакомой учебной ситуации.
4. Уровень овладения интеллектуальными навыками – это умение учащихся трансформировать усвоенные знания в сходных или новых условиях сознательно и оперативно.
Конкретность – умение учащегося показать конкретное как проявление обобщенного.
Свернутость–умение ученика выразить знания компактно, сжато.
Обобщенность – способность учащегося подвести конкретное знание под обобщение.
5. Степень самостоятельности выполненного задания.
Гибкость – готовность учащихся к самостоятельному поиску способов применения знаний.
6. Активность учащегося на уроке.
На качество оценочных результатов по биологии оказывают влияние и потенциальные возможности и способности учащихся. Под «способностями» подразумевают индивидуальные психические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-либо деятельность и при меньших затратах труда достигаются большие результаты [8].
Приложение 2
Достоинства и недостатки тестирования
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ – это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.