- установление стандарта и операционализация стандартов в индикаторах (измеряемые величины); установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов;
- сбор данных и оценка результатов;
- действия по принятию соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами.
2. Эффективность организации процесса мониторинга учебных достижений учащихся в ходе исследования обеспечивалась следующим комплексом педагогических условий:
- учет педагогических принципов целенаправленности и непрерывности отслеживания диагностируемых показателей, целостного и системного подходов к изучению качества образования, координации действий субъектов мониторинга, предметности получаемой информации и ее доступности всем участникам педагогического процесса;
- построение процедуры мониторинга на основе совокупности его функций (информационная, аналитико-оценочная, стимулирующе-мотивационная, контрольно-корректирующая, прогностическая);
- оптимальное использование комплекса критериев и показателей мониторинга в совокупности с основными компонентами системы управления качеством – качеством функционирования учебного процесса, качеством условий его протекания и качеством образовательных результатов;
- использование при проведении мониторинга диагностического комплекса, отражающего содержание и современные технологии образовательного процесса.
Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование доказывает, что проблема мониторинга учебных достижений учащихся общеобразовательной школы имеет высокую педагогическую значимость.
Приложение 1
Критерии оценивания учебных достижений
Без своевременного получения объективной информации о динамике и качестве усвоения знаний учащимися, с помощью которой осуществляется обратная связь, не может быть управляемого образовательного процесса. Там, где проверка носит эпизодический, случайный и формальный характер, успеваемость резко снижается в сравнении с тем, где проверка проводится постоянно и систематически. Регулярный контроль воспитывает у учащихся привычку к систематическому труду не только в школе, но и дома. Оценивание знаний осуществляется при сравнении выполненной учащимся работы с эталоном. Итогом этого процесса выступает результат – словесный комментарий и отметка. Текущая и итоговая оценки выставляются на основе эталонных признаков диагностично поставленной цели и носят критериальный характер. Качества знаний, выраженные и описанные в системе содержательных характеристик, могут служить критериями оценки результатов обучения. Критерии характеризуются конкретными измерителями – показателями. Под критерием понимают качественный признак, на основании которого осуществляются количественная оценка, определение или классификация дидактических параметров, характеристика явлений.
В методической науке еще не разработаны четкие, единые критерии оценки знаний учащихся по биологии. При выставлении оценок учителя биологии используют разные наборы критериев и показателей, руководствуясь рекомендациями к выставлению школьных отметок и собственным педагогическим опытом. При использовании учителем одного критерия выставляется единичная оценка, нескольких критериев – комплексная оценка, системы критериев – интегральная оценка. Применение системы критериев в оценивании учебных достижений школьников по биологии – достаточно сложный процесс, поэтому учителя часто используют комплекс критериев.
Комплексные оценки не являются простой суммой частных критериев. Они функционируют как общая совокупность основных признаков, раскрывающих предполагаемый уровень усвоения определенных знаний учащихся. В отечественной методике обучения биологии известно несколько классификаций критериев учебных достижений учащихся. Широко применяется классификация критериев на два типа: количественные и качественные. Количественные критерии – это критерии, получаемые на основе интервальной шкалы и обрабатываемые статистическими методами. К количественным критериям относят: