Принцип сознательности и активности
В основе данного принципа лежат установленные наукой закономерные положения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубокие самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивной умственной деятельности; сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности, организации учебно-воспитательного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школьника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Практическая реализация принципа сознательности и активности обучения осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения. Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое условие сознательного обучения: учитель покажет их ученикам, объяснит важность и значение, раскроет перспективы.
Обучать следует так, чтобы ученик понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.
Обучая, нужно использовать все виды и формы познавательной деятельности,
Следует обеспечить понимание учениками смысла каждого слова, предложения, понятия.
На воспитание активности учитель не должен жалеть ни времени, ни усилий.
Следует логически увязывать с известным то, что ученикам неизвестно, где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного об учения.
Учителю нужно помнить, что главное — не предмет, которому он обучает, а личность, которую он формирует.
Требовать от учеников обнаружения и объяснения рас хождений между наблюдаемыми фактами и имеющимся у них знанием.
Каждое правило сопровождать оптимальным количеством примеров, чтобы стало ясно, как разнообразно его применение.
Учитель обязан знать не только свой предмет, но и понимать ученическое незнание и его подлинную причину и устранять ее, не пытаясь прибегать к силовому давлению.
Педагогу следует учить находить и различать главное и второстепенное в изучаемом.
Следует ставить перед учениками трудную цель, подчеркивать ее исключительную трудность, но при этом вызывать уверенность в том, что она непременно будет достигнута.
Ничему не следует учить, опираясь на один лишь авторитет, но всему нужно учить при помощи доказательств, основанных на чувствах и разуме.
Помогать обучаемым овладевать наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться.
Следует как можно чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи, — непременное условие развивающего обучения.
Повышать всеми доступными методами и средствами интеллектуальный фон класса — сильный стимулятор познавательной активности каждого ученика.
Все, что преподается, должно быть так обосновано доказательствами и аргументами, что не оставит места ни сомнению, ни забвению, — только тогда придет успех.
Учителю необходимо понимать: по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто применяет знания на практике.
Признавать многообразие человеческой природы, характера, способностей, умственных различий, личных интересов и жизненных планов
Педагогу следует постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы своих учеников.
Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рожденное от успеха.
Преподавателю необходимо добиваться выполнения заданной работы во что бы то ни стало.
Следует обучать так, чтобы знания приобрели силу убеждения и руководства к действию.
Учить учеников думать и действовать самостоятельно.
Развивать творческое мышление всесторонним анализом проблем, решать познавательные задачи несколькими логически различающимися способами.
Принцип наглядности и обучения
Это один из самых известных и понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Однако закономерное обоснование данный принцип получил сравнительно недавно.
Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Приведем некоторые из них.
Запоминание ряда предметов, представленных в на туре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной, устной или письменной формах.
Школьники, особенно в младших классах, мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.