Влияние дидактических принципов на активность школьников

Страница 3

Следует чаще повторять и совершенствовать ранее усвоенное, чтобы обеспечить систематичность и последовательность в обучении.

Учителя всех учебных предметов, а не только учителя языка должны следить за способом и формой выражения мысли учащимися на всех уроках.

Постоянно и терпеливо приучать учеников к самостоятельному труду, постепенно усложняя его и создавая возможности для самостоятельного решения все более трудных задач. Учитель не делает ничего за учеников, но максимально помогает им.

Следует чаще показывать школьникам и студентам перспективы их обучения.

Хорошее преподавание никогда не подавляет ценных инстинктов и способностей; наоборот, оно отбирает и усиливает полезные инстинкты, предоставляя необходимое время и условия для тренировки.

В конце раздела, курса нужно обязательно проводить уроки обобщения и систематизации.

Глубокие истины превращаются в банальные фразы, если усваиваются поверхностно.

Учитель не должен стремиться с помощью различных средств, достичь за один урок того, что в условиях естественного обучения школьники могут усвоить только на нескольких занятиях.

Педагог должен требовать от обучаемых усвоения системы знаний, умений, навыков по каждому разделу и по всей программе.

Педагогам не следует забывать совета Я.А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности

Данный принцип подводит итог теоретическим поискам ученых и практическому опыту многих поколений учителей по обеспечению прочного усвоения знаний. В нем закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил учащихся — две взаимосвязанные стороны процесса обучения; прочность усвоения учащимися учебного материала зависит не только от объективных факторов — содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения учащихся к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

В современном обучении мышление главенствует над памятью.

Учитель должен препятствовать закреплению в памяти ученика неправильно воспринятого или того, что он не понял.

Чтобы освободить учащихся от заучивания материала, имеющего вспомогательный характер, следует приучать их пользоваться различными справочниками-словарями

Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не следует прибегать к прямым заданиям или указаниям: гораздо предпочтительнее заинтересовать учащихся, постоянно будить возникший интерес.

Не следует приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших предпосылок: положительного отношения к нему хотя бы на уровне понимания необходимости, и уверенности, что все преграды будут успешно преодолены.

Педагогу нужно особенно внимательно следить за логикой подачи учебного материала.

Если темпы обучения снизились, следует немедленно установить причину.

Педагогам следует опираться только на установленные наукой факты и выводы.

Важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение.

Современный воспитатель все чаще обращает внимание на формирование и укрепление чувства долга: не увещеваниями и призывами, а ежедневными примерами, из которых следует, что ученик, как и каждый человек, должен выполнять свои обязанности.

Педагог должен следить за развитием памяти учеников, учить их пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

Необходимо использовать дифференцированный подход к учебному материалу.

Повторение и закрепление изученного должно проводиться так, чтобы активизировались не только память, но и мышление, и чувства школьников.

Не следует проводить повторение по той же схеме, по которой происходило изучение материала.

Новое всегда связывается с ранее изученным; старое повторяется, закрепляется и систематизируется в новом.

Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, то закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.

В крупных блоках информации легче обнажаются и устанавливаются логические связи, четче прослеживается главная мысль, которую проще выделить и показать ученикам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация