«Золотое» правило для обучающих: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
Для эффективного преподавания только наглядности недостаточно — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учеников.
Обучая и воспитывая, не следует забывать, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учеников легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
Следует применять наглядные пособия не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций.
Учитель должен следить за тем, чтобы наблюдения учеников были систематизированы и поставлены в отношение причины и следствия независимо от порядка, в котором они наблюдались.
Применение наглядности активизирует чувственный опыт учеников: опора на ранее сложившиеся представления конкретизирует и иллюстрирует изучаемые понятия.
Предпочтительнее изготовлять наглядные пособия вместе с учениками: лучше всего то пособие, которое сделано своими руками.
Учителю никогда не следует показывать того, чего сам хорошо не знает и, наоборот, нужно весьма старательно готовить наглядность к применению.
Применение современных средств наглядности
Применяя наглядные средства, педагог воспитывает у школьников внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
Наглядность используется как одно из средств связи с жизнью.
В условиях кабинетной системы обучения возможности использования наглядности расширяются, это требует ее внимательного планирования и тщательной дозировки.
С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
Педагог должен знать, что наглядность при невнимательном или неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.
Принцип систематичности и последовательности
Данный принцип опирается на следующие научные закономерности: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсальным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее и приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражняться в приобретенных навыках, то они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащихся замедляется.
В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важными среди которых являются следующие.
•Чтобы обеспечить усвоение системы знаний, все педагоги должны использовать схемы, планы.
Продуктивный педагог никогда не допустит нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидирует пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость.
Учебный предмет — как бы наука в миниатюре. Следует показать ученику ее систему, сформировать понятие о пред мете как о частице науки, реальной действительности.
Учителю нужно помнить: что является простым исторически и логически для него, часто оказывается самым трудным для понимания и сознательного усвоения учениками, поэтому с особой тщательностью следует внедрять логику науки и исторического процесса в сознание учеников.
Хорошее преподавание экономит силы учеников, не обучая их слишком рано тому, что само собой придет в над лежащее время, и не пытаясь бороться с тем, чего в данном возрасте устранить нельзя.
Следует обеспечивать преемственность как в содержании, так и в методах обучения между начальными и средними, средними и старшими классами, школой и высшим учебным заведением.
Преподаватели должны будут использовать передовые достижения методики обучения: составлять со своими учениками опорные конспекты, структурно-логические схемы учебного материала, облегчающие процесс усвоения знаний.