Обработка данных. Определяют, какие данные о сверстнике чаще выделяют дети разного возраста. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.).
Детские ответы определяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее внимание на выбор дошкольника:
- общее положительное отношение, симпатии;
- внешние качества или оценка взрослых;
- умения сверстника и его знания;
- нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения
и деятельности;
- дружеские отношения;
- не могут объяснить.
Делают вывод о том, как с возрастом меняется отношение к характеру и особенностям поведения других детей.
I Предпочитаемые 6-7 – 018
II Принятые 3-5 – 003, 001, 004, 005, 007, 008, 009, 010, 012, 013, 014, 016, 017
III Непринятые 1-2 – 002, 006, 011, 015, 019, 021, 022
IV Изолированные 0 – 020
Таблица №1. Распределение по коэффициенту взаимности
Коэффициент взаимности каждого члена группы (по 100 % шкале): | |||||
100% |
50% |
30% |
25% |
20% |
0% |
011, 016 , 015 |
002, 004, 005, 009, 013, 021 |
001, 018 |
021, 007, 008 |
003 |
010, 011,014, 017, 006, 019, 022, 020 |
По итогам результатов социометрии у детей выявлено:
1. Количественный анализ
Уровень благополучия взаимоотношений в группе высокий.
По итогам диагностики самым «предпочитаемым» является ребенок под номером №018, исходя из наблюдений он им стал потому что приносит из дома очень много интересных игрушек, от последних новинок компьютерной техники до разных мелочей, его кабинка похожа на склад игрушек, а также большая часть игрового материала группы принадлежит ему же. Таким образом, он признан самым популярным и желанным для игры ребенком среди ровесников.
В группе «принятые» оказалось большинство детей, что показывает на высокий микроклимат в группе, так как в основном это и есть самая сильная группа, в которой каждый хочет играть друг с другом.
В группе «непринятые» оказалось достаточное количество человек, но это в основном те дети, которые много пропускают, младше по возрасту или новенькие. Предполагаем, что они в ближайшем будущем удачно перейдут на другой уровень.
«Изолированным» ребенком в этой группе оказался ребенок под кодовым номером №020, не потому, что он малоактивен или замкнут, а как раз наоборот: он очень активный, совершенно не скованный ребенок, может иногда проявляет грубость или дерзость в общении с детьми и ставит себя на планку выше своих ровесников, потому что собирается в школу. Если посмотреть со стороны: ребенок общается со всеми и совсем не обделен вниманием ровесников, но почему то ни один ребенок не захотел его выбрать.