Опираясь на сущность педагогических инноваций, их роль в развитии педагогических систем и всего общества в соответствии с целями данного исследования проанализируем особенности инноваций в системе профессионально-педагогического образования. Они будут определяться спецификой данного вида образования, которая заложена, прежде всего, в его интегративной сущности.
Уточним понятие инновационных процессов в образовании как необратимых, целенаправленных, закономерных изменений педагогической системы, содержанием которых выступает изменение качества образования. Инновационные процессы обеспечивают качественное изменение составляющих элементов педагогической системы, вследствие чего педагогическая система приобретает способность достигать качественно новых, по сравнению с прежними, результатов образования личности. Другими словами, инновационный процесс представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых педагогическое открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение [205, с. 43]. Как отмечает А. В. Хуторской, инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом [205]. Социально-экономический аспект определяет внешние причины и условия протекания инновационных процессов, их зависимость от целей и противоречий общества, а также влияние результатов этих процессов на динамику социально-экономического развития общества. Психолого-педагогический аспект проявляется в осознании педагогами необходимости развития профессионально-педагогической деятельности и системы образования в целом, потребности в постоянном личностном и профессиональном совершенствовании, формировании инновационного мировоззрения. Организационно-управленческий компонент предполагает создание и поддержку комплекса условий и институтов, которые обеспечивают возможность совершенствования системы образования посредством инновационных процессов. Преследуя цель выявления инновационных процессов в профессионально – педагогическом образовании, необходимо исследовать особенности данного вида образования.
Система профессионально-педагогического образования предназначена для обеспечения подготовки профессионально-педагогических кадров. Система профессионально-педагогического образования представляет собой специфическую разновидность образования, в рамках которой осуществляется подготовка преподавателей технических и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения для профессиональных учебных заведений. В содержательном плане профессионально-педагогическое образование представляет собой процесс формирования личности, способной к эффективному осуществлению подготовки человека к деятельности по конкретной профессии, к выполнению полного спектра профессионально-педагогических функций, а также к самореализации в профессиональной деятельности [148, с. 38].
Профессионально-педагогического образование оказывает влияние на состояние и развитие социально-экономической, технико-технологической и культурной сфер общества дважды: вначале качеством подготовки самих педагогов профессионального обучения, затем уровнем знаний и навыков подготовленных ими выпускников профессиональных учебных заведений. В связи с этим проблемы подготовки педагогов профессионального обучения носят системообразующий характер для систем начального и среднего профессионального образования, а инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании являются основой развития систем начального и среднего профессионального образования.
Исследования профессионально-педагогического образования содержатся в работах С. Я. Батышева (процесс подготовки педагогов профессионального обучения) [161], П. Ф. Кубрушко (структура содержания психолого-педагогической подготовки инженера-педагога) [101], А. П. Беляевой (интегративная сущность профессионально-педагогического образования) [20], Ю. Н. Петрова (непрерывное многоуровневое профессионально-педагогическое образование) [148], Г. М. Романцева (организация и содержание профессионально-педагогического образования) [170], Э. Ф. Зеера (психологические аспекты профессионального становления личности педагога профессионального обучения) [67], А. Т. Маленко (воспитание педагогов профессионального обучения) [118], Н. В. Кузьминой (структура деятельности педагогов профессионального обучения) [102] и др.