- развитие интеграционных структур научных и научно-технических парков, объединяющих высшие учебные заведения и научные учреждения академического и отраслевого профиля и другие организации, обеспечивающие использование результатов научных исследований на практике;
- углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединений их с прорывными высокими технологиями.
Зафиксированные в основных нормативных документах усиление гуманистической ориентации образования, его информатизация и технологизация, интеграция науки, образования, науки и производства, развитие единого информационного и образовательного пространства, создание и развитие новых условий и институтов осуществления инновационной деятельности в области науки и производства, формирующие инновационную внутривузовскую и региональную инновационную инфраструктуру, приводят к необходимости модернизации профессионально-педагогического образования посредством инноваций.
В связи с этим основными направлениями инновационных процессов для достижения нового качества профессионально-педагогического образования, соответствующего мировому уровню, в настоящее время выступают:
- совершенствование компонентов и структур профессионально-педагогического образования, их модернизация в соответствии с целями и задачами инновационной стратегии государства;
- развитие путей, способов, форм интеграции профессионально-педагогического образования с научными, производственными, экономическими, социальными структурами;
- развитие непрерывного многоуровневого профессионально-педагогического образования и усиление взаимосвязей с начальным и средним профессиональным образованием;
- создание единой образовательной и информационной среды в масштабах вуза, развитие единого образовательного пространства региона.
Таким образом, профессионально-педагогическое образование развивается через целенаправленные, управляемые инновационные процессы. Современные направления инновационных процессов в системе образования направлены на то, чтобы обеспечить соответствие темпов развития образования и темпам общества в целом и на аккумулирование системой образования научного и инновационного потенциала. Ведущей тенденцией инновационных процессов в образовании является переход от личностного к государственному и государственно-общественному характеру формирования и реализации инновационных инициатив и проектов.
Перечисленные инновационные процессы в настоящее время обеспечивают решение актуальных задач развития профессионально-педагогического образования на современном этапе:
1. Переход профессионально-педагогического образования на двухуровневую систему «бакалавриат – магистратура» и внедрение кредитно-рейтинговой системы оценки качества образования.
Это приводит к необходимости кардинальных структурных, организационных, управленческих изменений всего образовательного процесса. Включение России в Болонский процесс предполагает существенную модификацию обучения по следующим направлениям:
- системный переход на многоуровневую систему непрерывного профессиионально-педагогического образования;
- построение учебных планов по модульному принципу, обеспечивающих большую гибкость образовательных траекторий;
- разработка системы учета затрат времени и оценок за обучение/изучение дисциплины в зачетных единицах и оценочных единицах ECTS;
- формирование нового основного компонента образовательной технологии – индивидуального учебного плана студента; определяющего, какие модули учебного плана выбрал тот или иной студент для построения собственной траектории обучения.
2. Развитие интеграции профессионально-педагогического образования с научными, производственными, образовательными, коммерческими, социальными учреждениями, проявляющейся в создании новых институтов, форм, способов их взаимодействия с целью повышения качества профессиональной подготовки и обеспечения развития данных учреждений.
Понимая под интеграцией процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений необходимо отметить, что она создает основу для совместной инновационной деятельности её субъектов и обеспечивает разнообразные инновационные процессы, начиная от создания идеи в области профессиональной подготовки и заканчивая коммерциализацией готового инновационного продукта.