Основные цели и приоритеты развития образования в настоящее время зафиксированы во всех основных законодательных актах, регулирующих отношения в сфере образования, – ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программе модернизации педагогического образования и др. [200, 135, 90, 159] Приоритеты развития образования задают целенаправленность и определяют содержание инновационных процессов в нем.
Анализ перечисленных нормативных документов в качестве основных задач развития образования позволил выделить следующие направления:
- подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития наукоемких технологий;
- формирование у специалистов целостного понимания культуры и современного научного мировоззрения;
- организация учебного процесса с учетом современных достижений науки и систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
- непрерывность образования в течение всей жизни, преемственность уровней и ступеней образования;
- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;
- создание образовательных программ, реализующих информационные технологии в образовании и опосредующих развитие открытого образования;
- обеспечение академической мобильности учащихся и специалистов;
- структурная перестройка системы образования, направленная на совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий;
- совершенствование нормативной базы в области образования;
- совершенствование внешнеэкономической деятельности образовательных учреждений с привлечением в систему образования дополнительных средств в иностранной валюте на взаимовыгодной, социально и экономически целесообразной основе.
Особое внимание в стратегии государственного развития уделено вопросам модернизации высшего и послевузовского профессионального образования. Для достижения нового качества профессионального образования в настоящее время осуществляется:
- структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования
- проведение содержательных изменений в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, техники, производства и культуры;
- оптимизация перечня профессий и специальностей;
- обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности;
- мониторинг состояния системы образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы профессионального образования и подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства;
- обновление механизмов трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования с учетом социально-экономических условий;
- формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений и ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;
- создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
- выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
- разработка мер по широкому привлечению студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности;