- существующим уровнем научно-технического прогресса и инновационными процессами в технике, технологии, экономике, социуме, культуре и существующей подготовкой будущих специалистов для инновационной деятельности;
- темпами инновационных изменений и необходимостью обеспечения качественной опережающей подготовки, позволяющей студенту эффективно адаптироваться в условиях инновационного производства, успешно решать профессиональные задачи, осуществлять самореализацию и саморазвитие в условиях информационного высокотехнологичного общества;
- сложностью и инновационностью задач профессионального обучения и воспитания в современных условиях и неспособностью традиционного решения этой задачи и др.
В соответствии с перечисленными особенностями основными чертами инновационных процессов в профессионально-педагогическом образовании выступают:
1. Детерминированность инновационных процессов основными тенденциями развития экономики, науки, производства, социальной и культурной сфер общества. Н. Р. Юсуфбекова под тенденциями понимает закономерную и стратегическую направленность развития современных инновационных процессов в системе педагогического образования [220, 64]. Мы будем рассматривать тенденции как устойчивые повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями и их структурными компонентами, имеющие многообразные формы и проявления.
Развитие общества, которое характеризуется ускорением научно-технического прогресса, информатизацией, глобализацией, технологизацией и автоматизацией всех сфер жизни человека, определяет направления современных инновационных поисков в профессионально-педагогическом образовании:
- гуманизацию и гуманитаризацию содержания, обеспечивающие внимание всего образовательного процесса к потребностям и интересам человека и формированию целостного современного мировоззрения и культуры специалиста;
- непрерывность личностного и профессионального развития специалиста, которая обеспечивается на основе его потребности в саморазвитии и наличии многовариантных возможностей постоянно повышать профессиональный и культурный уровень;
- гибкость и вариативность содержания и форм образовательного процесса, способствующие оперативному обновлению содержания образования в соответствии с развитием науки, техники, социальной и культурной сфер общества и оптимальной организации образовательного процесса;
- дифференциацию содержания профессионально-педагогического образования, обеспечивающая многообразие профессиональных образовательных программ и возможности создания индивидуальных образовательных траекторий;
- интеграцию образования, науки, производства, социальной и культурной сфер общества с целью повышения качества профессиональной подготовки обучающегося и обеспечения профессиональной мобильности выпускника;
- информатизацию профессионально-педагогического образования, обеспечивающая внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс и создающая условия для различных видов дистанционного и виртуального обучения;
- технологизацию профессионально-педагогического образования, направленную на технологическое обеспечение образовательного и воспитательного процессов с целью их оптимизации;
- непрерывность и многоуровневость профессионально-педагогического образования, которая обеспечивает развитие преемственности различных уровней системы профессионально-педагогического образования.
2. Инициируемость и управляемость инновационных процессов в соответствии с целями и задачами общества.
Государственная политика, проводимая в последние годы в области образования, науки, экономики, определила приоритетные стратегические направления развития системы подготовки специалистов различного уровня. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. основной целью профессионального образования определяет подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.