Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании

Страница 2

Система профессионально-педагогического образования имеет существенные особенности, отличающие его от педагогического и инженерно-технического образования, которые проявляются и в ориентации подготовки специалистов, и в реализации профессиональной направленности образовательного процесса, и в особенностях профессиональной деятельности выпускников. На инновации и инновационные процессы в системе профессионально-педагогического образования оказывают непосредственное влияние такие сущностные характеристики профессионально-педагогического образования как:

- сочетание и глубокая взаимосвязь отраслевой, психолого-педагогической подготовки и подготовки по рабочей профессии выпускников, основанная на интеграции политехнического, психолого-педагогического и узкопрофессионального знания. При этом системообразующей выступает психолого-педагогическая подготовка, которая методологически обеспечивает целенаправленность отраслевой и специальной подготовки;

- взаимозависимость профессионально-педагогического и начального и среднего профессионального образования. Профессионально-педагогическое образование ориентируется на потребности начального и среднего профессионального образования, тем самым, данные виды образования играют значительную роль в кадровом, научно-методологическом, технологическом, информационном обеспечении развития общества в целом. Этим же объясняется необходимость постоянной и гибкой ориентации на потребности рынка труда;

- интеграция данной системы с наукой, производством, экономикой, социальной и культурной сферами. Это проявляется в том, что учебный процесс в начальных и средних профессиональных учебных заведениях все больше принимает учебно-производственный характер (система разнообразных практик, разнообразные варианты производственного обучения, формы сотрудничества с предприятиями и организациями). Кроме того, учебный процесс в профессиональных учебных заведениях является гибким и зависит от потребности рынка труда в специалистах тех или иных профессий и уровня подготовки, и это обуславливает необходимость постоянного создания новых образовательных программ, совершенствования учебных планов, разработке программ новых учебных предметов, освоении новых образовательных технологий и т.д.;

- особенности видов профессиональной деятельности выпускников, таких как разработка производственно-технической, методической, инструкционно-технологической документации, эксплуатация и обслуживание учебного оборудования, освоение новой техники и технологии и др.;

- особенности профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения, которая должна обеспечивать многопрофильность (возможность преподавания нескольких взаимосвязанных дисциплин как в системе начального, так и в системе среднего профессионального образования), профессиональную мобильность, научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность (опережающая подготовка специалистов).

На основе выделенных особенностей инноваций в профессионально-педагогическом образовании сформулируем понятие инновации и новшества в профессионально-педагогическом образовании.

Инновация в профессионально-педагогическом образовании представляет собой процесс и результат целенаправленных, эффективных изменений на основе новшеств, обеспечивающее качественное обновление и развитие отдельных компонентов и целостной системы профессионально-педагогического или профессионального образования.

Новшеством в профессионально-педагогическом образовании выступает идея, результат прикладных и фундаментальных исследований, экспериментальных и теоретических разработок в сфере техники, технологии, экономики, управления, профессионального образования и воспитания, который при его освоении приводит к повышению эффективности и развитию технических, экономических, социальных, педагогических систем. К ним относятся технико-технологические, педагогические, организационно-управленческие, социально-экономические новшества.

Целостное осмысление сущности инноваций в профессионально-педагогическом образовании начинается с раскрытия ведущих противоречий, являющихся внутренним импульсом их развития и возникающих между:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Навигация