Процесс подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности

Страница 3

Системным подходом (и методом) можно назвать такой, при котором изучаемые предметы и явления рассматриваются как части или элементы определённого целостного образования. Элементы характеризуются многообразными взаимоотношениями и связями как внутри объекта, так и с внешней средой. В педагогике системный подход разработан в трудах И. В. Блауберга и др. [25]. Реализация системного подхода состоит в соблюдении целостности и структурности объекта, учета всей совокупности его внутренних и внешних связей и рассмотрении объекта исследования в развитии как взаимосвязи количественных и качественных изменений.

С позиций данного подхода подготовка педагога профессионального обучения к инновационной деятельности исследуется и реализуется как целостный процесс в единстве всех его составляющих и при учете влияния на него всех возможных факторов и строится исходя из требований взаимосвязи профессионально-педагогической, производственной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, экспериментальной, экспертно-консультационной, внедренческой, коммерческой деятельности педагога профессионального обучения.

Доминирующим компонентом и интегрирующим фактором системы подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной Деятельности признаются цели. Инновационные цели и содержание подготовки детерминируются инновационными процессами в профессионально-педагогической и производственной деятельности. На подготовку педагога профессионального обучения к инновационной деятельности оказывает также непосредственное влияние такая из основополагающих характеристик системы профессионально-педагогического образования как открытость. Это проявляется в том, что цели, содержание, способы инновационной деятельности детерминируется развитием инновационных процессов на производстве, в экономике, управлении, профессиональном образовании, социальной сфере общества, а результаты инновационной деятельности оказывают непосредственное обратное воздействие на дальнейшее развитие общества.

Личностно-деятельностный подход как разновидность личностного подхода в педагогике основан на положении о том, что формирование и развитие личности обучающегося происходит в деятельности. При этом деятельность и связанное с ней познание обучающегося должны иметь характер самостоятельных, что проведет к развитию необходимых свойств и качеств личности.

Реализация личностно-деятельностного подхода базируется на субъект-субъектном взаимодействии педагога и обучающегося, направленном на совместное целеполагание и поиск решения проблемной ситуации в специально созданных для этого условиях. В настоящее время этот подход разрабатывается в работах В.А. Сластёнина и др. [182].

В соответствии с этим подходом подготовка педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности строится на основе самостоятельной осознанной деятельности студентов-будущих педагогов профессионального обучения, которые решают актуальную проблему в области профессионального образования, науки, производства, управления, экономики путем осуществления активного целеполагания, поиска возможностей решения проблемы, проектирования инновационного решения, реализации его на практике, обработки результатов инновационных разработок. Эффективная реализация данного подхода во всей совокупности условий возможна при выполнении следующих требований:

- высокая степень самостоятельности и активности студентов;

- консультационный характер деятельности педагогов при организации субъект-субъектного взаимодействия;

- наличие широких возможностей практической исследовательской, производственной, профессионально-педагогической, экспериментальной деятельности студентов.

Применение личностно-деятельностного подхода позволяет сформировать у будущих педагогов профессионального обучения целостный образ инновационной профессионально-педагогической деятельности в единстве инновационно-педагогического, инновационно-технического, инновационно-производственного компонентов, возможных проблем и ситуаций, которые необходимо решить инновационными методами и средствами; обеспечить развитие индивидуального стиля инновационной деятельности как совокупности наиболее приемлемых и эффективных для студента методов и средств её осуществления.

Средовой подход, по определению Ю.С. Мануйлова, является рассмотрением процесса развития личности в зависимости от условий окружающей среды и взаимодействия человека с ней [121, с. 41].

Данный подход предполагает использование системы таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования результата образовательного процесса. Средовой подход связан с идеей включения образовательного учреждения в окружающую среду (и наоборот). При этом вуз является центром и основным субъектом формирования и развития личности педагогов и обучающихся; инновационно-образовательная среда вуза, становясь фактором качественной подготовки будущих специалистов, усиливает инновационный характер образовательного учреждения, которое, в свою очередь, усиливает динамику инновационных процессов во внешней составляющей и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация