Таким образом, перечисленные подходы и принципы раскрывают основополагающие идеи социально-экономически обусловленного, комплексного, практикоориентированного, гибкого, универсального процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности.
Частнометотодическое описание процесса подготовки к профессионально-педагогической деятельности включает поэтапное описание процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной профессионально-педагогической деятельности с указанием содержания, технологий, средств, форм, требований реализации на практике предлагаемого процесса подготовки.
По результатам исследования процесса подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности в логике формирования мотивационной, когнитивной, деятельностной готовности к данному виду деятельности были выделены следующие этапы:
- мотивационно-целевой;
- познавательно-информационный;
- операционно-деятельностный;
- процессуально-творческий;
- рефлексивно оценочный.
В соответствии с целями и задачами исследования опишем перечисленные этапы с указанием содержания, технологий, средств, форм подготовки к инновационной профессионально-педагогической деятельности. Необходимо отметить, что содержание подготовки к инновационной деятельности строится на взаимосвязи психолого-педагогического, инженерно-технического и производственно-технологического компонентов через включение инновационных структурных и содержательных характеристик в процесс профессионального обучения. Системообразующим компонентом содержания подготовки к инновационной деятельности выступает психолого-педагогический компонент, который формирует ценностно-мотивационную готовность к данному виду деятельности, что обеспечивает эффективность целостной инновационной профессионально-педагогической деятельности. Содержание подготовки педагогов профессионального обучения характеризуется динамичностью, комплексностью, интегративностью, строится на основе содержания, закономерностей, тенденций развития реальных инновационных процессов в профессиональном образовании, производстве, экономике, управлении, социуме. Взаимосвязь психолого-педагогического, отраслевого и производственно-технологического компонентов инновационной деятельности педагогов профессионального обучения обуславливает целесообразность выделения содержания подготовки к инновационной деятельности по этапам подготовки.
Мотивационно-целевой этап
Задачами данного этапа выступают формирование и развитие мотивации к инновационной деятельности, потребности к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию, формирование инновационного мировоззрения, готовности к продуктивному взаимодействию с участниками образовательных, производственных, управленческих, экономических, социальных процессов, установки на вариативность инновационной деятельности и многокритериальную оценку новшеств.
На данном этапе актуализируются творческие, коммуникативные, рефлексивные умения студентов, направленные на поиск индивидуальной стиля инновационной профессионально-педагогической деятельности.
Содержанием мотивационно-целевого этапа выступает:
- исследование профессиональной деятельности педагогов профессионального обучения, перспектив развития профессионально-педагогического образования;
- определение особенностей инновационной деятельности педагогов профессионального обучения;
- определение функций инновационной деятельности в целостной системе профессионально-педагогической деятельности педагогов профессионального обучения;
- разработка структуры инновационной деятельности, определяющей цели профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения – готовность к инновационной деятельности педагогов профессионального обучения.
Содержание обучения на данном этапе включает информацию о:
- предпосылках активизации инновационной деятельности в профессионально-педагогическом и профессиональном образовании;
- основных тенденциях инновационных процессов в образовании;
- инновациях в начальном, среднем, высшем профессиональном и профессионально-педагогическом образовании;
- инновациях на производстве, в экономике, управлении, социальной сфере;
- взаимосвязи инноваций и качества профессионального образования.
На данном этапе подготовки используются технологии активного обучения, проблемного и контекстного обучения, креативные технологии. Целесообразны также технологии диагностики личностных и профессиональных качеств студентов, разнообразные психологические тренинги.
На мотивационно-целевом этапе в зависимости от специальности подготовки обучение может осуществляться в формах проблемной лекции, проблемного семинара, экскурсии, творческих практических занятий, ознакомления с педагогическими, производственными, организационно-управленческими, экономическими инновациями, научно-практических конференций по проблемам инноватики, изучения инновационных авторских концепций и методик.