Процесс подготовки педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности

Страница 4

Инновационная образовательная среда вуза – это своеобразный образовательно-научный производственный комплекс, вводящий студента в реальную систему общественных и производственных отношений. При подготовке студентов к инновационной деятельности учет влияния средовых факторов, с одной стороны, даёт возможность лучше понять личность студента, с другой - создать ему условия для личностного и профессионального развития и, наконец, обеспечивать качественную подготовку его как будущего специалиста, адаптируя его в этой среде. Особенности и возможности инновационно-образовательной среды инженерно-педагогического вуза при подготовке педагогов профессионального обучения к инновационной деятельности подробно рассмотрены в п. 2.3.

Компетентностный подход связан с содержанием и организацией образовательного процесса, который направлен на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.

Под профессиональной компетентностью понимается обладание специалистом совокупностью взаимосвязанных компетенций, отражающих теоретическую и практическую подготовленность педагога профессионального обучения к профессиональной деятельности, включающая в себя личностные и профессиональные способности человека, определяющие успешность выполнения им своей профессиональной миссии.

Структура профессиональной компетентности педагога профессионального обучения включает следующие взаимосвязанные компетенции – специальную, технологическую, коммуникативную, рефлексивную, организационно-управленческую, психолого-педагогическую. Современные тенденции развития профессионально-педагогического образования, цели и задачи государственной инновационной политики позволяют говорить о необходимости выделения во всех компонентах компетенций инновационной составляющей, которая обеспечит эффективное выполнение педагогом профессионального обучения своих функций в постоянно изменяющихся условиях инновационных процессов.

Инновационная составляющая профессиональной компетентности может быть выражает способность специалиста к постоянному совершенствованию профессионально-педагогической, производственной, экономической, организационно-управленческой деятельности путем создания, освоения, использования, распространения разнообразных новшеств, на основе развитого инновационного мышления. Инновационная составляющая профессиональной компетентности определяет:

- умение прогнозировать и моделировать развитие инновационных образовательных, производственных, экономических, управленческих, социальных процессов, нести ответственность за результаты инновационной деятельности;

- высококачественную профессиональную подготовку и развитую профессиональную мобильность, выступающие условием обоснованности и эффективности инновационных разработок;

- активную жизненную позицию, стремление к самообразованию и развитию личностных и профессиональных качеств и др.

Сущность индивидуально-творческого подхода состоит, во-первых, в ориентации на развитие богатой самобытной личности будущего специалиста, во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов образования. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности педагога профессионального обучения, выявления и развития её творческих возможностей, ценностных ориентаций и собственных взглядов, что составляет основы будущей инновационной деятельности. При этом реализация творческого потенциала личности педагога связана с механизмами внутренней активности субъекта, развитием его творческого потенциала и проявлением креативности. Применение индивидуально-творческого подхода предполагает формирование у педагога своего идеального образа «Я» и образа инновационной профессионально-педагогической деятельности, сознание своей собственной индивидуальности, что вызывает перестройку мотивационной профессионально-педагогической и инновационной деятельности.

Индивидуально-творческий подход при подготовке к инновационной деятельности обеспечивает развитие творческого потенциала и индивидуальности за счет создания разнообразных условий для практического осуществления инновационной деятельности, которые предполагают осуществление целеполагания, выбор направления, методов, средств, форм инновационной деятельности и взаимодействия с другими участниками инновационного процесса.

Интегративно-модульный подход направлен на создание наиболее благоприятных условий обучения и развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической системы к потребностям личности и уровню её базовой подготовки посредством индивидуализации образовательной программы и интеграции разнообразных факторов воздействия на личностно-профессиональное развитие. Данный подход разрабатывался в исследованиях П. Юцявичене, С. Я. Батышева и др. [221, 161].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Навигация