Теория поэтапного формирования умственных действий

Страница 2

Гальпериным выделяются следующие этапы формирования умственных действий:

материализованное действие;

действие в громкой речи;

проговаривание про себя действия;

перевод действий во внутреннюю речь;

интериоризация процессов мышления.

В результате исследований П.Я. Гальпериным было установлено следующее:

1) "вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предлагаются определенные свойства его предмета";

2) "умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия";

3) "действие переносится в идеальный план или целиком, или в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превращается в двигательный навык";

4) "перенос действия в идеальный, в частности, в умственный план совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия";

5) "перенос действия в умственный план, его интериоризация, составляет только одну линию его изменений. Другие неизбежные и не менее важные линии составляют изменения: полноты звеньев действия, меры их дифференцировки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показателей. Эти изменения обуславливают, во-первых, смену способов исполнения и форм обратной связи, во-вторых, определяют достигнутые качества действия. Первые из этих изменений ведут к преобразованию идеально выполняемого действия в нечто, что в самонаблюдении открывается как психический процесс; вторые позволяют управлять формированием таких свойств действия, как гибкость, разумность, сознательность, критичность и т.д." [27,с.99-100].

Так, например, разумность действия - его ориентация на существенные свойства и отношения задачи - обеспечивается прежде всего его развертыванием при замедленном выполнении. Развертывание означает выполнение всех, без пропуска, последовательных операций действия, а замедленное исполнение позволяет показать соотношение каждой операции с начальным состоянием материала и его последовательными изменениями вплоть до состояния, в котором он передается следующей операции, и так до получения конечного результата [18, с.417].

Одновременно с помощью двух приемов производится обобщение действия. Первый из них заключается в том, что объект действия изображается некой моделью, с помощью которой выделяются его существенные (для этого действия) черты. Такая модель должна быть по возможности отлична от оригинала во всем, кроме тех черт, которые она воспроизводит; только в этом случае эти черты ясно выделяются из прочих и условность самой модели становится вполне очевидной…

Второй прием заключается в систематическом изменении типов материала, предлагаемого для решения задач. "Необходимо подчеркнуть: не вообще варьирование материала, а варьирование его типов, которое только одно имеет значение для обобщения действия." Различают три группы таких типов: общелогические, общепсихологические и специально-предметные [18, с.418].

В общелогической группе представлены задания: 1) с полным набором только необходимых условий; 2) с недостатком некоторых из них; 3) с наличием всех необходимых и с добавлением избыточных; и 4) с недостатком некоторых необходимых, с одной стороны, и с избытком ненужных "данных" - с другой.

Общепсихологические типы образуются разными соотношениями наглядных и понятийных признаков, представленных в условии задачи и в сопровождающих ее чертежах и рисунках. Наглядные и понятийные указания могут совпадать и расходиться, причем всегда решительное предпочтение отдается понятийным характеристикам.

Очевидно, систематическое применение разных общелогических и общепсихологических типов приучает не доверять внешнему облику задачи и "не бросаться" сразу же решать ее в наивной уверенности, что ее внешний вид совпадает с ее действительным содержанием и что в ней содержаться все и только нужные условия, приучает к предварительному тщательному анализу задачи, с точки зрения этих общих требований. Эти общие типы при организованном применении систематически воспитывают то, что можно с полным основанием назвать дисциплинированным мышлением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Навигация