Опытно-экспериментальная часть по изучению темпоритмической организации речи

Страница 8

"Лапкой грудку и животик я помою, словно котик!" (Та-та Та-та).

Кроме того в структуру каждого логопедического занятия включены различные дидактические игры на развитие высших психических функций:

1. Игра "Что изменилось?"

педагог предъявляет тестовый материал для запоминания, дети запоминают и воспроизводят. Далее изменяется последовательность предлагаемого материала. Дети должны заметить различия и назвать из.

2. Игра "Правильно ли это?"

Инструкция: Слушайте внимательно. Правильно ли я сказала, если нет, хлопните в ладоши: Воскресенье самый последний день недели; самый первый день недели вторник; в неделе 10 дней и др. фразы.

В процессе проведения логопедических занятий каждый из учеников сталкивался с разнообразными трудностями. Эти трудности проявлялись в различных вариантах: неумении улавливать ритм слухового или зрительного раздражителей, воспроизводить ритмические структуры; наблюдались нарушения буквенного и слогового анализа слов, почти для всех учеников характерен замедленный темп деятельности. Проиллюстрируем следующий пример:

Пример 1. Рустам К.12/08/1998 г. Мальчик испытывает трудности при восприятии и воспроизведении акцентированных ритмов, особенно предъявляемых на слух без зрительной опоры. При воспроизведении слоговых рядов в устной речи отмечается нарушение ритма и общего проговаривания при использовании прямых слогов с разными гласными, в результате чего замедляет темп проговаривания речевого материала. В письме допускает пропуск и неверную постановку знаков препинания (точка в середине предложения, отсутствие точки, восклицательного или вопросительного знаков), может пропускать главные члены предложения, допускает слитное написание предлогов. В работе аккуратен, активен, ответственен.

Пример 2. Женя М.24/04/1998 г. Девочка в 50 % случаев ошибочно воспринимает и воспроизводит как акцентированные, так и простые ритмические рисунки, что чаще проявляется при индивидуальной работе, при групповом выполнении заданий на воспроизведение ритмов допускает меньше ошибок, так как опирается на общий фон звучания группы. В письме допускает пропуск слов и слитное написание слов с предлогом, допускает раздельное написание целого слова.

Пример 3. Эмиль Ж.07/11/1997 г. При воспроизведении акцентированных и неакцентированных ритмов наблюдаются многократные попытки повторить заданный ритмический рисунок, отмечается относительная сохранность ритмического контура, но мальчик сознательно замедляет темп задания. При воспроизведении ритмов с наглядного образца - не делит ритм на пачки, не выделяет акценты. В письменном плане отмечаются пропуски, замены, перестановки слогов в словах, слитное написание слов с искажением их структуры, часто неправильно определяет границы предложений. При списывании слова ударный слог запишет верно, а предударный и заударный ошибочно. Небрежен и неаккуратен при выполнении письменных работ.

Пример 4. Галя Ч.17/07/1998 г. рождения. Девочка с трудом воспринимает простые ритмические рисунки и неправильно их воспроизводит (ошибается в количестве ударов и положении акцента - более сильного удара), при этом своих ошибок не замечает, внимания на них не фиксирует. Выполняет задания с охотой и желанием, хорошо идет на контакт, но анализировать свою работу не может, поскольку не видит, в чем ее ошибки. Неправильно воспроизводит ритмические рисунки в речевом и неречевом плане. На письме отмечается сниженный темп, частое нарушение выполнения письменных заданий: не делит слова на слоги, пропускает буквы, не может правильно определить границы предложения - не ставит точки в конце предложений.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Навигация