Автоматизированные ряды:
Временные последовательности:
зима - весна - лето - осень;
утро - день - вечер - ночь;
понедельник - вторник - среда - четверг - пятница - суббота - воскресенье;
день - неделя - месяц - год;
Счет: Все подробности операция по пересадке волос на бороду на сайте.
прямой порядковый счет, счет десятками;
обратный счет
Пространственные отношения:
вверх - середина - вниз;
слева - в центре - справа;
Цвета радуги: красный - оранжевый - желтый - зеленый - синий - фиолетовый.
Планеты солнечной системы: Меркурий - Венера - Земля - Марс - Юпитер - Сатурн - Уран - Нептун - Плутон.
Звуки: назвать звуки по порядку их следования в слове. Инструкция: назови звуки по порядку их следования в слове (с - о - к)
Буквы: назвать буквы по порядку их следования в слове. Инструкция: назови буквы по порядку их следования в слове (м - о - л - о - к - о)
Слоги: называние слогов по порядку их следования в слове: мо - ло - ко.
Слова: называние слов по порядку их следования во фразе: Назови слова по порядку их следования в предложении (Кошка побежала за мышкой. Кошка, побежала, за, мышкой).
При выполнении автоматизированных рядов используются следующие инструкции:
перечисли по порядку,
перечисли в обратном порядке,
я начну, а вы продолжите,
я назову месяц, а вы назовите предыдущий и последующий,
правильно ли это? Исправь! Скажи (выбери, запиши) правильно!
При формировании сукцессивных функций на основе произвольно заданных рядов используются последовательности:
Двигательный анализатор:
движения туловища: сел - встал - лег
пальцы рук
органы артикуляции: улыбка - трубочка - окошко.
Слуховой анализатор - воспроизведение звуковых ритмов:
// /, / // /, // / /, // / // /, // // // и др.
Варианты выполнения заданий ребенком: отстукивание с помощью рук, ног, музыкальных инструментов; соотнесение ритма с его графическим изображением - выбор графического изображения ритма из серии предложенных, выкладывание ритма карточками;
Зрительный анализатор: выкладывание и раскладывание последовательно любых стимулов (предметы, геометрические фигуры, знаки и др.). Варианты выполнения заданий:
выкладывание в определенной последовательности;
выкладывание карточек с изображением предметов;
рисование заданных изображений;
называние вслух заданных стимулов.
Развитие зрительно-моторной координации основывается на выполнении различного рода графических проб:
обвести заданный элемент;
соединить пунктирные линии;
скопировать графический элемент и др.
На основном этапе продолжается работа по развитию слухо-моторных и зрительно-моторных координаций, но доминирует формирование темпоритмического чувства в неречевом и речевом плане с помощью активного использования фонетической и логопедической ритмики. Данная работа осуществляется главным образом с помощью логоритмических и фонетических игр и упражнений.
На заключительном этапе коррекционно-логопедической работы дети переходят к формированию темпоритмической стороны речи в письменном плане. Также на данном этапе продолжается работа по формированию чувства темпа и ритма в устной речи. В работе использовались следующие варианты упражнений: восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане: воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме; чередование движений в различном темпе, повтор за логопедом в определенном темпе ударов по музыкальному инструменту;
восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане: скоординированное с темпом и ритмом собственных движений (хлопки ладонью по столу; прыжки на одной, двух ногах; хлопки ладонями) воспроизведение слогов с разным темпом;
восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане: сопряжено и отраженно отрабатываются ритмические рисунки:
ритм повтора // // //, // / // / // /, // /, // // // // // //;
ритм чередования / // // // / // // //; / // // // / // // // (карточки разных цветов)
ритм противопоставления / // / //; / // / // (карточки разных цветов и размеров); трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему: предметное моделирование с использование квадратов одинакового размера (звуки одинаковой длительности) и разных геометрических фигур (квадрат и прямоугольник) для обозначения короткого и длительного звука;