При анализе полученных результатов в ходе обследования основной группы испытуемых было установлено, что высокий уровень сформированности интонационной стороны устной речи диагностирован не был. Ученики продемонстрировали средний, промежуточный уровень (ниже среднего) и низкий уровень сформированности интонационной стороны речи. Наиболее выраженные трудности наблюдались у детей при выполнении заданий по диагностике темпоритмического чувства и мелодики.
Группа сравнения при обследовании показала следующие результаты (Табл.4)
Таблица 4. Результаты обследования интонационной стороны устной речи у детей ГС
№ |
Имя, фамилия |
Баллы |
Уровень развития интонационной стороны устной речи |
1 |
Максим Г. |
63 балла |
средний уровень |
2 |
Маша И. |
57 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
3 |
Александр С. |
56 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
4 |
Света К. |
55 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
5 |
Катя С. |
52 балла |
средний уровень (ниже среднего) |
6 |
Наташа С. |
49 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
7 |
Наташа Д. |
49 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
8 |
Александр К. |
48 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
9 |
Денис Т. |
47 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
10 |
Надя К. |
46 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
Таблица 4 свидетельствует, что учащиеся группы сравнения показали следующие результаты: 9 человек из 10 продемонстрировали промежуточный уровень (ниже среднего) и 1 человек продемонстрировал низкий уровень сформированности интонационной стороны речи. Проявления основных трудностей наблюдались при выполнении заданий по диагностики темпоритмического чувства и мелодики речи.
Средние показатели результатов обследования основной группы и группы сравнения можно представить в виде "интонационных профилей" (см. рис.1,2)
Рис.1. Средние показатели интонационного профиля ОГ.
Рис.2. Средние показатели интонационного профиля ГС.
Таким образом, обследование интонационной стороны устной речи групп ОГ и ГС показало, что уровни сформированности исследуемых параметров речи у детей двух групп испытуемых равны.
В структуру обследования входило проведение слухового диктанта (см. Приложение) с целью выявления типологических ошибок письма, связанных с несформированностью темпоритмической организации речи. Проиллюстрируем примеры слуховых диктантов детей ОГ.