различение и воспроизведение по слуховому образцу (вне поля зрения учащихся): повторить заданный ритмический образец, прослушанный с закрытыми глазами: // // // /, // // / // /;
сравнить две серии ударов, предъявляемых последовательно:
// // ↔ // // /; / // / // // ↔ // // / // //;
воспроизведение акцентированных и неакцентированных ритмов: на доске рисуется точка с капельками (штрихами разного размера), необходимо отстучать музыкальным молоточком заданный ритм, дифференцируя интенсивность удара;
восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане:
на материале одинаковых слогов: "па'па /па'па, па'папа /па'папа,
папа'/ папа'/ папа', папапа'/папапа'/ папапа'";
слогов с разными гласными и согласными звуками: "пы'па / пы'па, пыпа' /пыпа'/ пыпа', пы'папу/ пы'папу, пыпапу'/ пыпапу'/ пыпапу, та'па /та'па, тапа'/ тапа'/ тапа', та'пака / та'пака тапака'/ тапака'/ тапака'";
односложных простых слов: "он, ем, сел, нос, сок, сын, кот, рот";
односложных слов с сочетанием: "трап, крот, свет, брод, вкас";
двухсложных слов с ударением, падающим на гласные на первый слог: "зубы, рыба, вилы, эхо, Толя, Катя";
двусложных слов с ударением, падающим на гласные на второй слог: "иду, кусты, старик, сапог, стена";
пар слов с разноместным ударением: "лист-листы, мост-мосты, дуб-дубы, долг-долги, нос-носы, кот-коты; бак-баки, рак-раки, мак-маки, ночь-ночи";
слов с различной слоговой структурой и местом отрабатываемого гласного по отношению к ударению в слове: "Уля, улей, утро; удар, укол, урок, учитель; запуск, август, минус, папирус";
отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием: "Да-ша, лап-ша, ле-пи-ли, те-ре-мок";
произнесение словосочетаний (синтагм) и предложений простой и сложной синтаксической конструкции с различными комбинациями по месту ударения: (ударение на первом слоге) - желтая тыква, быстрый поезд, стул занят, стая птиц, взял удочку, танцы под музыку; - Вечером холодно. Что это ты делаешь? Летом жарко. Громкий топот. На горке было много ягод. - В девять вечера / будет фильм. У мамы на шее / легкий шарф;
(ударение в середине слова) - зеленая рассада, великий писатель, веселый ребенок, голодный ребенок, разноцветная погремушка, развеселили невеселых старушек; - Последняя остановка. Контрольная работа. Прекрасное настроение. На праздник подарили собаку. - Пугливый зайчонок / забился под корягой. Скоростная дорога / представляет опасность;
(ударение на последнем слоге) - водяной потоп, трава в росе, нашли грибы, река позади, боюсь по ночам, собрать урожай, переплыть залив; - Переезд закрыт. Данил пришел в магазин. Уха удалась! Ученики пошли поливать цветы. - Какой у тебя Степан / смешной щенок! У снеговика на голове ведро, / а в руках метла;
(различные комбинации ударений) - плачет мышонок, чистая просторная комната, лепить из пластилина, на сцене театра, пускать кораблики; - Катя подошла к своему столу. Ветка хрустнула и обломилась. - Алеша просунул в дверь / свою круглую голову. Хозяин вытащил / тяжелое ведро из колодца. Щеки и нос у него / были перепачканы красками;
отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения с последующим воспроизведением его слоговой структуры (отрабатываются ритмы разных уровней и логический центр синтагмы): та-Та-та (машина), Та-та (липа), та-та-Та (молоко);
Та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко); та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко);
Та-та Та-та (динь-дон, динь-дон), та Та-та-та та-Та Та (по улице идет слон), Та-та Та-та Та (старый, добрый слон), Та-та Та-та (динь-дон, динь-дон);
прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и протопывание его в нужном ритме (в начале воспроизведение текста с отработанными движениями, затем произнесение текста без сопутствующих движений): "Это кто? Это кто? По дороге скачет? Это наш озорной непоседа мячик".
подбор подходящей строчки из стихотворения к прослушанному ритмическому рисунку, который демонстрирует учитель-логопед:
"Мяу! Мяу! Кот пищит. - У меня живот болит". (Та та-Та)