1 балл. Мелодика: доступен только простой (нисходящий, восходящий, ровный) мелодический контур; частые мелодические ошибки при восприятии, воспроизведении и дифференциации интонационных конструкций. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); нарушения в восприятии и имитации динамического компонента интонации; возможность выполнения проб при сопряженно-отраженной помощи экспериментатора. Темп: нормальный, реже нарушенный. Способность восприятия и воспроизведения неречевых и речевых звуков нарушена. Ритм: ритмическая способность допустимая (премоторный тип нарушения) - страдает процесс воспроизведения при сохранной способности к слуховому различению неречевых и, особенно, речевых ритмических структур. Логическое ударение: стойкие сложности в определении логического ударения или верная его выделенность при неправильном способе передачи. Паузирование: возможность производить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи нарушена; часто отмечается отсутствие обязательной паузы, неправомерность ее использования, неправильно выбранная длина паузы; речь изобилует оговорками, повторами, паузами хезитации. Тембр: тембровые компоненты нарушены - "хриплость", "приглушенность", "сдавленность"; сложности в распознавании эмоциональной окрашенности речевой продукции, возможность ее понимания с использованием объяснений, примеров, иллюстративного материала; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации нарушено.
0 баллов. Мелодика: отсутствие умения использовать звуковысотные изменения, лежащих в основе оформления мелодического контура; наличие стойких и частых мелодических ошибок; нарушения восприятии, дифференциации и имитации основных типов интонации; неадекватное понимание интонации. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); невозможность различения и преднамеренного изменения силы голоса. Темп: быстрый (превышающий средний, ускоренный темп речи), медленный (ниже среднего, замедленный темп речи) или патологически нарушенный. Восприятие и воспроизведение неречевого и речевого темпа испытуемому не доступно. Ритм: ритмическая способность критическая (височный тип нарушения) - нарушено воспроизведение ритмов и их слуховое различение; общее нарушение ритмизированности речевой цепи. Логическое ударение: отсутствие выделенности, нарушение понимания смысла слова и наличие ошибок в их употреблении. Паузирование: грубое нарушение перцептивного восприятия паузальной выделенности, акцентно-ритмического и фразового членения. Тембр: нарушения тембральных качеств голоса - "придыхательность", "хриплость", "приглушенность", "назальность" с "металлической" окраской (голос резкий с излишней звонкостью), "сдавленность"; невозможность узнавания эмоциональной окрашенности речевого материала и преднамеренного изменения качеств голоса; несоответствие мимики и жестикуляции ситуации общения.
Итоговый уровень сформированности интонационной стороны устной речи и интонационного навыка определяется суммарным количеством баллов за выполнение каждой пробы и изображается в виде графика - "Интонационного профиля" (см. Приложение).
В ходе обследования основной группы детей мы получили следующие данные об уровне сформированности интонационной стороны устной речи (Табл.3)
Таблица 3. Результаты обследования интонационной стороны устной речи у детей ОГ
№ |
Имя, фамилия |
Баллы |
Уровень развития интонационной стороны устной речи |
1 |
Люба Б. |
69 баллов |
средний уровень |
2 |
Андрей И. |
61 балл |
средний уровень (ниже среднего) |
3 |
Эльмира П. |
59 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
4 |
Женя М. |
58 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
5 |
Рустам К. |
56 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
6 |
Миша С. |
53 балла |
средний уровень (ниже среднего) |
7 |
Эмиль Ж. |
46 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
8 |
Валера К. |
46 баллов |
средний уровень (ниже среднего) |
9 |
Галя Ч. |
44 балла |
средний уровень (ниже среднего) |
10 |
Наташа М. |
42 балла |
низкий уровень |