Опытно-экспериментальная часть по изучению темпоритмической организации речи

Страница 3

1 балл. Мелодика: доступен только простой (нисходящий, восходящий, ровный) мелодический контур; частые мелодические ошибки при восприятии, воспроизведении и дифференциации интонационных конструкций. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); нарушения в восприятии и имитации динамического компонента интонации; возможность выполнения проб при сопряженно-отраженной помощи экспериментатора. Темп: нормальный, реже нарушенный. Способность восприятия и воспроизведения неречевых и речевых звуков нарушена. Ритм: ритмическая способность допустимая (премоторный тип нарушения) - страдает процесс воспроизведения при сохранной способности к слуховому различению неречевых и, особенно, речевых ритмических структур. Логическое ударение: стойкие сложности в определении логического ударения или верная его выделенность при неправильном способе передачи. Паузирование: возможность производить реальную интонационную разметку в самостоятельной речи нарушена; часто отмечается отсутствие обязательной паузы, неправомерность ее использования, неправильно выбранная длина паузы; речь изобилует оговорками, повторами, паузами хезитации. Тембр: тембровые компоненты нарушены - "хриплость", "приглушенность", "сдавленность"; сложности в распознавании эмоциональной окрашенности речевой продукции, возможность ее понимания с использованием объяснений, примеров, иллюстративного материала; изменение качеств голоса с целью передачи содержательной информации нарушено.

0 баллов. Мелодика: отсутствие умения использовать звуковысотные изменения, лежащих в основе оформления мелодического контура; наличие стойких и частых мелодических ошибок; нарушения восприятии, дифференциации и имитации основных типов интонации; неадекватное понимание интонации. Интенсивность: низкая (субъективно тихое восприятие силы голоса испытуемого) или высокая (субъективно громкое восприятие силы голоса испытуемого); невозможность различения и преднамеренного изменения силы голоса. Темп: быстрый (превышающий средний, ускоренный темп речи), медленный (ниже среднего, замедленный темп речи) или патологически нарушенный. Восприятие и воспроизведение неречевого и речевого темпа испытуемому не доступно. Ритм: ритмическая способность критическая (височный тип нарушения) - нарушено воспроизведение ритмов и их слуховое различение; общее нарушение ритмизированности речевой цепи. Логическое ударение: отсутствие выделенности, нарушение понимания смысла слова и наличие ошибок в их употреблении. Паузирование: грубое нарушение перцептивного восприятия паузальной выделенности, акцентно-ритмического и фразового членения. Тембр: нарушения тембральных качеств голоса - "придыхательность", "хриплость", "приглушенность", "назальность" с "металлической" окраской (голос резкий с излишней звонкостью), "сдавленность"; невозможность узнавания эмоциональной окрашенности речевого материала и преднамеренного изменения качеств голоса; несоответствие мимики и жестикуляции ситуации общения.

Итоговый уровень сформированности интонационной стороны устной речи и интонационного навыка определяется суммарным количеством баллов за выполнение каждой пробы и изображается в виде графика - "Интонационного профиля" (см. Приложение).

В ходе обследования основной группы детей мы получили следующие данные об уровне сформированности интонационной стороны устной речи (Табл.3)

Таблица 3. Результаты обследования интонационной стороны устной речи у детей ОГ

Имя, фамилия

Баллы

Уровень развития интонационной стороны устной речи

1

Люба Б.

69 баллов

средний уровень

2

Андрей И.

61 балл

средний уровень (ниже среднего)

3

Эльмира П.

59 баллов

средний уровень (ниже среднего)

4

Женя М.

58 баллов

средний уровень (ниже среднего)

5

Рустам К.

56 баллов

средний уровень (ниже среднего)

6

Миша С.

53 балла

средний уровень (ниже среднего)

7

Эмиль Ж.

46 баллов

средний уровень (ниже среднего)

8

Валера К.

46 баллов

средний уровень (ниже среднего)

9

Галя Ч.

44 балла

средний уровень (ниже среднего)

10

Наташа М.

42 балла

низкий уровень

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация