Пример 1. Эмиль Ж.07/11/1997 г. На письме отмечаются пропуски, замены, перестановки слогов, слитное написание слов с искажением их структуры, часто неправильное определение границ предложений.
Пример 2. Валера К.11/01/1998 г. В письме теряет слоги, допускает слитное написание двух слов, раздельное написание одного слова, неправильно определяет границы предложений и допускает пунктуационные ошибки.
Пример 3. Рустам К.12/08/1998 г. В письме допускает пропуск и неверную постановку знаков препинания (точка в середине предложения, отсутствие точки, восклицательного или вопросительного знаков), может пропускать главные члены предложения, допускает слитное написание предлогов.
В рамках нашего исследования проведение коррекционно-логопедической работы осуществляется с помощью методик следующих авторов: Р.Л. Бабушкина, М.М. Безруких, С.Е. Большакова, Г.А. Волкова, А.М. Горчакова, Г.В. Дедюхина, Л.Н. Ефименкова, Е.А. Ларина, Н.В. Микляева, И.Н. Садовникова, Т.А. Титова [2, 11, 13, 17, 30, 39, 53, 62].
Основными в применении являются методы логопедической и фонопедической ритмики Р.Л. Бабушкиной, Г.А. Волковой, Г.В. Дедюхиной, Е.А. Лариной, Н.В. Микляевой.
Достижение целей логопедической и фонопедической ритмики осуществляется с учетом следующих принципов:
принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Реализация данных принципов происходит в процессе использования следующих средств:
упражнений, активизирующих внимание;
упражнений, регулирующих мышечный тонус;
ходьбы и маршировки в различных направлениях;
счетных упражнений;
ритмических упражнений;
игрогимнастики;
игроритмики;
письменных заданий.
Проведение коррекционной работы строится с учетом специальных методов.
1. Наглядный метод (показ образца выполнения упражнения и его отдельных элементов, использования наглядных пособий, звуковая регуляция движений с помощью музыки и стихотворений).
2. Словесный метод (краткое объяснение с опорой на имеющийся опыт и представления занимающихся; пояснение, сопровождающее конкретный показ выполнения задания или уточняющее его отдельные элементы; беседа при проведении новых упражнений и подвижных игр; команды, распоряжения и сигналы, требующие различной интонации и динамики).
3. Практический метод (проведение упражнений и игр).
Коррекционное воздействие проводилось на групповых логопедических занятиях с детьми основной группы, имеющих дисграфию, обусловленную ОНР третьего уровня. За время проведения опытно-экспериментального исследования было проведено 40 логопедических занятия (см. Приложение). Цель проведения этих занятий - формирование темпоритмической стороны речи.
Основные задачи работы:
отработка графических навыков: умений чертить ровные линии, срисовывать с образца;
развитие чувства ритма в речевом и неречевом плане;
формирование умений двигаться в ритм музыки;
формирование умений произносить звуки (слоги, слова) в сочетании с движением;
развитие звукового, буквенного и слогового анализа слов.
Коррекционно-логопедическая работа подразделяется на три основных этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
Подготовительный этап включает в себя работу по формированию слухо-моторных и зрительно-моторных координаций, являющихся базисными функциями темпоритмической стороны речи. В структуре логопедических занятий на этом этапе используются упражнения по развитию сукцессивных функций на основе автоматизированных и произвольно заданных рядов.